Logo
        
  Запомнить:

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.
  Сообщения - Иванова
Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 11
31  Разное / Поздравления / Каникулы!!! : 29 Мая 2010, 19:33:19
Ура! Каникулы...
С окончанием учебного года!
  Хорошего отдыха летом!
32  Для учащихся / Наши открытия / Памятник уроку литературы : 27 Мая 2010, 19:05:06
Сегодня последний урок литературы в этом учебном году . И мы говорим о значении этого урока в жизни школьника.
Вот выдержки из сочинений пятиклассников и второклассников Ильинской школы:
"  Урок литературы учит чувствовать. А ещё открыто говорить обо всём, что волнует...
На уроке мы работаем в группах, поэтому ответы получаются такими интересными, содержательными и даже красочными, потому что мы выполняем схемы и рисунки ...
Я бы поставил памятник уроку литературы высоко на горе. В центре поместил бы учителя с книгой, а рядом детей, а вокруг каждого ребёнка его воображаемый мир, как отклик на книгу...
На моём памятнике я бы поместила богатырского сложения Герасима, бережно держащего Муму. А рядом, поодаль, ребёнка, читающего книгу Тургенева...
Мой памятник уроку - это книга, из которой вылетает синяя птица счастья...
Мы любим литературу, она учит нас жить, думать и пониматьгероев...
33  МММЦ / Развивающее обучение / Всем, кто занимается развитием своих учеников : 27 Мая 2010, 18:48:38

Дорогие коллеги!
Всех поздравляю с окончанием учебного года!
Пусть лето радует погодой и полноценным отдыхом!
Есть ли у вас пожелания к МММЦ Развивающее обучение?
Какую бы вы предложили тему взять для работы нашей творческой группы?
Какие практические темы рассмотреть на семинарах?[/
move]
Жду ваших предложений и откзывов о работе в этом учебном году.
Иванова Л.В.
34  Разное / Поздравления / День ПОБЕДЫ : 08 Мая 2010, 08:34:03
С самым светлым,
      самым  торжественным,
                              самым  радостным и долгожданным
                        добрым    праздником  ПОБЕДЫ.
Этот праздник выстрадали советские люди!
Льшь бы нам быть этого праздника достойными.
 Когда мы с ребятами поздравляли ветеранов, то на Полотне Памяти они писали:   
"Будьте достойны того, что нам пришлось вынести в те годы"
                                                                                   
35  Проблемы образования / Инновационная деятельность педагогических колективов / Чем исследование отличается от проектной деятельности? : 30 Апреля 2010, 21:50:31
Школьная Академия наук  Ильинской школы
ищет ответы на злободневные вопросы .
ЭБЦ Следово помогает найти ответы на интересующие нас вопросы.
На Дне науки было представлено исследование
"Влияние низовых пожаров на лесовозобновление"
Целью настоящей работы являлось изучение влияния низовых пожаров слабой интенсивности (сельскохозяйственных палов) на ход лесовозобновления на землях исключенных из сельскохозяйственного использования.
 
36  МММЦ / Развивающее обучение / Чем исследование отличается от проектной деятельности? : 30 Апреля 2010, 21:39:40
Это интересно...
37  Разное / Поздравления / МИР! МАЙ! ТРУД! : 30 Апреля 2010, 21:23:53
С праздником!
Первомаем!
                                            И пусть май будет солнечным!
38  Разное / Поздравления / [color=red]День спички[/color] : 13 Апреля 2010, 19:49:39
10 апреля - День спичкиИстория способов добывания огня уходит в древние времена, и только в конце XVIII века начали появляться приспособления для получения огня, основанные не на первобытных способах (трение, удар), а на химических реакциях. В 1816 году были сделаны первые попытки использовать для получения огня фосфор, но первые настоящие спички были изобретены 10 апреля 1833 года, когда в массу для спичечных головок был введен желтый фосфор. Именно этот день и считается Днем рождения первой спички.
39  МММЦ / Развивающее обучение / О том, что системы Развивающего Обучения (РО) возникли закономерно : 04 Апреля 2010, 11:16:48
 О том, что системы Развивающего Обучения (РО) возникли закономерно[/size]
[/color]
Итак, логические операции медленно, но неуклонно продвигаются в направлении от таланта к навыку. А в это время появляются педагогические системы, требующие способностей другого рода. Например, чувствительности к противоречиям и умения их разрешать. Речь идет о современных системах Развивающего Обучения (РО).

Надо сказать, что своей задачей педагогики РО считают как раз формирование тех самых логических умений, которые традиционная система воспринимала как способности. Но формирование этих умений, по замыслу авторов некоторых систем, происходит в деятельности, которая требует от ученика активной работы с противоречием. Система не учит этому, она только создает условия. И объявляет приоритет творческих способностей.

Наибольший интерес в этом плане представляет, на мой взгляд, теория развивающего обучения Эльконина-Давыдова (кстати, в своей последней монографии “Теория развивающего обучения” В.В. Давыдов определил личность, как индивида, способного к творчеству, и поставил в какой-то степени знак равенства между развитием личности и развитием ее творческого потенциала). Познакомимся чуть подробнее с этой теорией.

Идеи развивающего обучения очень кратко:
формирование теоретического мышления через формирование общих способов действий;

получение общего способа действий в результате решения учебной задачи (очень похожей на изобретательскую);

организация учебного процесса в виде специально построенной учебной деятельности, включающей планирование, моделирование, контроль.

Последнее, особенно интересно. Теоретики РО утверждают, что новое содержание требует от ученика новой деятельности, также надсистемной по отношению к традиционному варианту. Система Эльконина-Давыдова сознательно эту деятельность формирует.

Однако автору приходилось не раз встречаться с учителями, дающими “давыдовское” содержание в совершенно традиционном ключе, практически без организации специальной деятельности. И мнение о том, что самый простой и эффективный способ выработать навык - хорошо поставленный тренинг (проще говоря - “натаскивание”) - по сей день не утратило своих позиций. Вероятно, оно их и не утратит. Потому что “развивающий” способ обучения не так много дает для выработки навыка (а порой - и ничего не дает).

Вопрос в том, какой ресурс закладывается, какой будет востребован. Например, система РО, как и традиционная педагогика, закладывает ресурс устного счета (который, вероятно, востребован не будет), но при этом формирует поисковую деятельность - ресурс на сегодня актуальный, закладывает логические операции - ресурс необходимый. В этом ее ценность.

Может быть, завтра совершится еще один системный переход, отпадет необходимость “закладывать” поисковую работу и логические операции - и учебная деятельность лишится своего мотива и перестанет быть деятельностью. Ее обвинят в традиционности и бесцельности и заменят какой-нибудь другой. История повторится... Что же будет дальше? А дальше, вероятно, будет ТРИЗ.
3. О том, что на смену РО придет ТРИЗ-педагогика

Начиная ТРИЗ-эксперимент в начальной школе, я, честно говоря, собиралась как раз встроить ТРИЗ в систему РО, представляя себе это следующим образом:

ТРИЗ, во-первых, дает инструменты для поддержания Давыдовского курса (формулировки противоречий, модели системного подхода и т. д.)

и, во-вторых, позволяет учителю самому формулировать проблемы, составлять учебные задачи, и тем самым освобождает его от жесткой привязки к учебнику.

Освоившись в системе РО, мы стали использовать модели, разработанные средствами ТРИЗ, и строить на них собственные предметные курсы (см., например, И.Н. Мурашковска: “Картинка без запинки”, “Сказка, отворись”), но, с технологической точки зрения, вполне комфортно чувствовали себя в рамках Давыдовской парадигмы.

Пока мой экспериментальный класс пребывал в начальной школе, такая ситуация вполне меня устраивала. Однако при переходе от пропедевтических, подготовительных к более серьезным программам перед нами снова встали вопросы:

Равен ли учебный курс на базе ТРИЗ хорошо инструментованному Давыдовскому курсу?

Будет ли педагогическая система, построенная на базе ТРИЗ-ТРТЛ-РТВ, качественно отличаться от систем РО?

Думаю, сегодня для себя мы этот вопрос решили. Мы считаем, что ТРИЗ-педагогика придет на смену РО как самостоятельная педагогическая система, подобно тому как системы РО неизбежно заменит в конце концов традиционную педагогику.

Чтобы доказать это, попробую наметить ответы на вопросы, поставленные в начале статьи.

Вопрос 1. О целевых установках ТРИЗ-педагогики.

Хочется ответить кратко: ТРТЛ. Но представляется (в части первой я попыталась это доказать), что ответ на этот вопрос на данном этапе мало определяет ход развития ТРИЗ-педагогики. Ниже мы обсудим, как можно изменить ситуацию.

Вопрос 2. О формировании нового содержания образования средствами ТРИЗ. Здесь логично подойти к вопросу “от функции” и выяснить: какая деятельность будет востребована ближайшем будущем? И можно ли формировать ее средствами ТРИЗ?

Ответ (даже два ответа) лежат на поверхности.

Это, во-первых, поисковая, исследовательская деятельность, ресурс для которой закладывается в учебной деятельности Давыдовской системы. РО не может пока научить, как строить исследовательскую деятельность. Зато это по силам ТРИЗ-педагогике.

Полноценное ТРИЗ-исследование опирается на полноценный информационный фонд. ТРИЗ-педагогика предполагает работу ученика с фондом, добытым его собственным трудом. Практический опыт построения исследовательских уроков показывает: личный, своим трудом собранный информационный фонд мотивирует работу детей гораздо надежнее, чем спущенная “сверху” проблема.

Имеются определенные наработки по организации сбора мини-фондов (“копилок”) в рамках предметных уроков, по структурированию информации (здесь мы, в частности, активно используем морфологический подход), уже понятно, что средствами ТРИЗ возможно разработать вопросы постановки и решения учебных проблем. А наличие Законов Развития Систем дает, в сущности, критерии для оценки полученных результатов. И именно опираясь на технологию ТРИЗ-исследования, можно эффективно ставить и решать проблемы обучения школьников основам поисковой, исследовательской деятельности, так необходимой современному человеку.

Второе направление деятельности, которое безусловно будет востребовано - это, конечно, прогнозирование, основанное на Законах развития технических систем - ЗРТС (в перспективе - на Общих Законах Развития Систем). Об актуальности такого рода деятельности ясно говорится в тезисах Детройтской группы Злотина: похоже, на Западе наше “завтра” уже наступило.

См. Злотин Б.Л. Научные разработки в ТРИЗ “Детройтской школы” - фирмы Ideation International Inc. //Науч.-практ. конф. по Теории решения изобретательских задач: Тез. докл. (Петрозаводск, 6-9 июля 1999 г.). - Петрозаводск. 1999.- С. 31-41.

О значении законов развития систем в методологии ТРИЗ неоднократно говорил и писал Г.С. Альтшуллер - см., например, изложение его выступления на петрозаводской встрече преподавателей и разработчиков ТРИЗ 1980 г.

Итак, сформулируем главное положительное отличие “тризовского” курса. Оно, на наш взгляд, в опоре на ЗРТС. И как главные умения нам стоит выделить умение прогнозировать, опираясь на Законы и умение оценить свое творческое решение на основе объективных критериев.

Понятно, что курсы на базе ТРИЗ должны быть обеспечены исследованиями, доказывающими возможность переноса ЗРТС в нетехнические области или открывающими специфические закономерности развития конкретных типов систем. Что имеется на сегодняшний день?
Неизданная книга Ю.С. Мурашковского о закономерностях развития художественных систем, на базе которой можно строить гуманитарные “тризовс-кие” курсы.

Книга В.В. Митрофанова “От технологического брака до научного открытия”, которая, не рассматривая динамики развития научных теорий, дает все-таки инструментальную основу для построения курсов физики и химии.

Мы привыкли считать, что имеем массу материала для самых различных учебных курсов: указатели физических, химических, геометрических, биологических эффектов; сборник задач по биологии, экологии и ТРИЗ; изобретательские задачи, иллюстрирующие законы физики; картотеку биографий творческих личностей, сделавших открытия в различных областях науки, техники, искусства...

Но в школе не преподают технику. А если преподают, то читают технический ТРИЗ. Потому что он хорошо разработан. В школе не преподают прикладную физику, геометрию, химию или, тем более, прикладную биологию. Если бы преподавали - информационный фонд ТРИЗ сегодня быстро пошел бы “в дело”. Но эти курсы, по своей специфике, все равно были бы техническими. И не решили бы проблему изучения наук физики, химии, геометрии, биологии. Между тем, с точки зрения исследовательской деятельности, которая, судя по всему, будет востребована завтрашним обществом, эта проблема для педагогики остается актуальной.

Таким образом, развитие ТРИЗ-педагогики будет во многом определяться развитием “нетехнической” ТРИЗ.

Вопрос 3. О развивающих возможностях ТРИЗ - РТВ - ТРТЛ.

Если предположить, что существует описанная в первой части закономерность перехода способности в навык, разговор о развивающих возможностях ТРИЗ примет новый оборот.

Рискуя быть плохо понятой коллегами учителями, позволю себе предположить: ТРИЗ не занимается ни развитием интеллекта, ни развитием креативности. Потому что ТРИЗ умеет этому обучать. Она обучает деятельности, продукты которой обычно свидетельствуют о наличии у человека высокого интеллекта и развитой креативности.

Так, например, большая часть решений, имеющих высокую оценку по показателю оригинальности в тесте Торренса, стабильно получается с помощью различных системных переходов. Известен опыт Ленинградской школы с тестом Роршаха, когда простое использование системного подхода позволило тризовцам, изучавшим теорию в зрелом возрасте, показать уровень воображения, поразивший опытного психолога.

В таком контексте по-новому встает вопрос о самодостаточности ТРИЗ.

ТРИЗ позволяет перевести проблемные задачи высокого уровня на более низкий уровень, сделать их “менее творческими”, дает возможность упростить обучение. В этом плане его преимущество бесспорною.

Однако в настоящее время все настойчивее звучит мнение: ТРИЗ может дать сильный “левополушарный крен”, особенно у детей младшего возраста. Для профессиональных педагогов серьезность проблемы очевидна. Левое полушарие, как считается, отвечает за логические процессы, правое -за эмоции, ассоциации, интуицию. В младшем возрасте (детский сад, начальная школа) идет интенсивное развитие правого полушария. Предположительно, обучение, построенное на жесткой инструментальной логике, тормозит развитие правого полушария, что влечет опасные последствия для дальнейшего развития личности. Не обсуждая в данной статье этих последствий, замечу только, что имела педагогический опыт, подтверждающий опасения психологов.

Обучение ТРИЗ не равно развитию креативности. Более того, если оценивать с позиций психологии, вероятно, в давыдовской системе, где ребенок решает противоречие, не умея его сформулировать и не зная способа решения, субъективного, “правополушарного” творчества больше. Заметим: если решать проблемную задачу в традиционной системе обучения, где дети гораздо реже сталкиваются с проблемами, в этом процессе будет еще больше субъективного творчества.

Есть, правда, одно “но”: тем, кто работал с простыми Приемами Фантазирования, вероятно, знаком такой эффект: применяешь прием, строишь чисто логическое описание полученного результата - и дух захватывает, как будто от земли отрываешься. Вот этот самый “отрыв от Земли” - и есть, видимо, включение правого полушария, инсайт, который мы, тризовцы, так долго ругали. Однако у детей я не наблюдала такого эффекта от применения методов РТВ. И меня очень тревожит вопрос: быть может, логика “включает” правое полушарие только на определенном этапе “зрелости”?

Проблему развития правого полушария мы в экспериментальном классе пытались решать не за счет отказа от обучения ТРИЗ, а путем активного использования правополушарных тренингов: открытия каналов восприятия, элементов театральной педагогики, развития ассоциаций и т.д. Надеемся, нам это удалось. Но окончательные выводы делать рано.

В упомянутой монографии Давыдова справедливо отмечено, что, кроме научного сознания, научной картины мира, существует и эстетическое, и религиозное, и нравственное сознания. Думаю, строя курс литературы на Закономерностях Развития Художественных Систем, мы не вправе забывать о том, что должны научить ребенка не только анализировать произведение искусства, но и просто воспринимать его, чувствовать. Должны рассказать, что ему сделать с самим собой, чтоб воспринять это произведение, а не только объективно оценить. В общем, мы не должны забывать о развитии того, чему учить пока не умеем.

Рискуя быть плохо понятой коллегами тризовцами, подчеркну: из сказанного выше ясно, что вопрос о самодостаточности ТРИЗ в педагогическом плане мною давно решен отрицательно.

Вопрос 4. Об инструментальной оснащенности ТРИЗ-педагогики.

Тесты креативности при обучении ТРИЗ показывают, как правило, достаточно высокие результаты. И неудивительно: ребенок, изучавший понятие идеальности в ТРИЗ, критерий Новизны в РТВ, конечно, превзойдет своих сверстников по крайней мере, по некоторым параметрам тестов. Однако преподавателю сегодня, по-видимому, гораздо важней иметь критерии педагогические, позволяющие в системе контролировать именно то, чему учим.

Представляется, что педагогическая диагностика должна проверять:
насколько созданные или измененные учениками объекты соответствуют ЗРС,

сформированность цепочки исследовательской деятельности.

Разработка и применение такого рода критериев сегодня уже ведутся.

Вопрос 5. О педагогических возможностях Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ).

Нам еще предстоит понять, как на самом деле соотносятся между собой образовательные и воспитательные функции, почему сегодня воспитание является не ведущим, а ведомым звеном педагогической системы и как повернется ситуация завтра. Однако в любом случае ясно одно: ситуация никак не повернется, если мы не займемся серьезно развитием ТРТЛ.

Как заметила в своем выступлении летом 1999 г. на съезде Международной Ассоциации ТРИЗ психолог P.M. Грановская, воспитание невозможно без идеологии. ТРТЛ, задавая систему ценностей, конечно, вполне способна дать идеологическую основу для педагогики завтрашнего дня. Однако основа эта сегодня будет в большой степени состоять из деклараций: ТРТЛ, в отличие от своих “старших сестер” ТРИЗ и РТВ, инструментована еще очень слабо.

С другой стороны, можно предположить, что система воспитания, как всякая другая, не избежит динамизации: перехода от статичной, жестко заданной системы ценностей - к инструментам, позволяющим выстроить эту систему самостоятельно. Возможно, этот переход и позволит построить тот самый “деятельностный” мостик, что закроет пропасть между воспитанием и обучением. Другими словами, нам предстоит разработать и отдать детям инструменты, позволяющие им самостоятельно строить свою собственную личность в разных моделях. О разработках, которые должны лечь в основу такой методики, нужно говорить в отдельном месте.
40  Разное / Поздравления / 1 апреля не только День смеха! : 01 Апреля 2010, 17:46:58
 



2 апреля - День детской книги
Международный день детской книги отмечается ежегодно в день рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена - 2 апреля. Праздник отмечается начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге. Обычно к этому дню во многих странах приурочивают проведение недели детской и юношеской книги, а также утренников, конкурсов, выставок и фестивалей, посвященных лучшим книгам мира.

1 апреля - День смеха
1 апреля во всем мире отмечается День смеха. Еще этот праздник называют Днем шуток или Днем дурака. Есть мнение, что изначально 1 апреля праздновалось во многих странах как день весеннего солнцестояния. Весенние капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами. В День смеха принято подшучивать друг над другом, устраивать веселые розыгрыши и преподносить забавные подарки. Подари хорошее настроение своим друзьям и знакомым, порадуй их смешной открыткой!

1 апреля - День птиц
Международный день птиц отмечается ежегодно 1 апреля. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году. По традиции в это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники, синичники, гоголятники и прочие «птичьи домики».

1 апреля - День доллара
1 апреля 1778 года нью-орлеанский бизнесмен Оливер Поллок придумал знак доллара ($). По одной из версий, за образец им был взят знак испанской песеты. Знак II поверх буквы S символизировал Геркулесовы столпы, на которые опирается государственный герб Испании, а две колонны, обвитые лентой, символизировали собой край земли.

41  МММЦ / Развивающее обучение / Свинарёвой Альбине Дмитриевне! : 31 Марта 2010, 22:37:22
Дорогая Альбина Дмитриевна!
Поздравляем ВАС  с  выходом на заслуженный отдых.

Мы поздравляем новосела
Страны без спешки и сует!
Здоровой будь и будь веселой,
Прими наш дружеский привет!
Желаем дольше потрудиться
Уже для внуков и себя,
И бабушкой такой гордиться
Готова вся твоя семья!
Пускай тебя коснутся мало
Невзгоды, беды, лет подсчет.
И что б друзей не забывала!
А пенсия…нас тоже ждет!

Поздравляем и завидуем...  Завидуем ВАМ — распоряжающейся   временем по собственному усмотрению.   Наконец-то  появилась возможность почувствовать, как  просыпается утро, заметить, как набухают почки,  воспринять гармонию мира,  насладиться пригревающим солнцем, книгами, цветами,   умиротворяющей тишиной дачного рая и долгожданной  свободой...

ВЫ были отменным профессионалом...  Мудрым наставником… Добрым другом… Интересным человеком…
Хотя почему «были»?! ВЫ  еще долго будете   главным советчиком, наблюдая за  нашими успехами  с высоты своей мудрости!
 «Стая» ВАШИХ  старых товарищей считает себя осиротевшей с уходом на пенсию такого вожака, как ВЫ!

Не забывайте  нас![/font]

42  Разное / Поздравления / Свинарёвой Альбине Дмитриевне! : 31 Марта 2010, 22:33:40
 :)Дорогая Альбина Дмитриевна!Поздравляем ВАС  с  выходом на заслуженный отдых.

Мы поздравляем новосела
Страны без спешки и сует!
Здоровой будь и будь веселой,
Прими наш дружеский привет!
Желаем дольше потрудиться
Уже для внуков и себя,
И бабушкой такой гордиться
Готова вся твоя семья!
Пускай тебя коснутся мало
Невзгоды, беды, лет подсчет.
И что б друзей не забывала!
А пенсия…нас тоже ждет!

Поздравляем и завидуем...  Завидуем ВАМ — распоряжающейся   временем по собственному усмотрению.   Наконец-то  появилась возможность почувствовать, как  просыпается утро, заметить, как набухают почки,  воспринять гармонию мира,  насладиться пригревающим солнцем, книгами, цветами,   умиротворяющей тишиной дачного рая и долгожданной  свободой...

ВЫ были отменным профессионалом...  Мудрым наставником… Добрым другом… Интересным человеком…
Хотя почему «были»?! ВЫ  еще долго будете   главным советчиком, наблюдая за  нашими успехами  с высоты своей мудрости!
 «Стая» ВАШИХ  старых товарищей считает себя осиротевшей с уходом на пенсию такого вожака, как ВЫ!
Не забывайте  нас!
43  МММЦ / Развивающее обучение / Феномен природной грамотности : 30 Марта 2010, 21:37:42
СИСТЕМА Д.В.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА
В.В. РЕПКИН[/color]
О феномене «природной грамотности» и методе формирования орфографического навыкаИЛИ  "Зачем и как обучать младших школьников списыванию?"
Как известно, в современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как об автоматизированном "правилосообразном" действии, предполагающем знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма. Однако ряд соображений и фактов заставляет сомневаться в справедливости такого представления о природе орфографических навыков.
На первых этапах обучения чтению ребенок может не узнавать хорошо знакомые слова: прочитывая их орфографически, он воссоздает их графический образ, который может не совпадать со знакомым произносительным образом, являющимся носителем смысла. Конечно, рано или поздно ребенок переходит к "понимающему", смысловому чтению, т.е. начинает читать текст в соответствии с произносительными нормами. Но так как чаще всего при этом никакой другой задачи, кроме понимания текста, перед ним не стоит, такой переход обычно сопровождается утратой орфографического чтения, мешающего решению этой задачи.
В специальном исследовании было установлено, что способ чтения, обеспечивающий не только смысловую, но и орфографическую ориентировку в тексте, может быть планомерно сформирован у всех учащихся. Для этого перед ними должна быть поставлена особая задача, требующая совмещения указанных видов ориентировки, задан способ ее решения, а затем обеспечено усвоение самого способа. Такой задачей является задача на орфографически точное письменное воспроизведение прочитанного смыслового фрагмента текста, т.е. задача на списывание. Исходя из этого, в программе  развивающего обучения русскому языку (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) наряду с формированием орфографических умений предусматривается в процессе специально организованного списывания разнообразных текстов сформировать у детей способ смыслового чтения, включающий в себя полноценную орфографическую ориентировку в тексте, и на этой основе к концу обучения в начальной школе обеспечить овладение универсальным орфографическим навыком, т.е. вплотную подойти к практическому решению проблемы орфографической грамотности письменной речи.
Списывание включено в программу развивающего обучения отнюдь не как один из видов орфографических упражнений, имеющий своей целью сформировать у учащихся умение безошибочно копировать текст (ценность такого умения весьма невелика). Оно рассматривается как общий метод формирования орфографического навыка путем такой работы с печатным текстом, в рамках которой может и должно быть планомерно обеспечено совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения. Как было показано выше, совмещаясь друг с другом, эти ориентировки становятся механизмом "природной грамотности", т.е. наиболее эффективного орфографического навыка. Необходимым условием их совмещения является возникновение перед читающим ребенком дополнительной задачи, требующей не только понимания текста, но и фиксации его орфографической формы. Обычно при переходе к смысловому чтению никто подобных задач перед ребенком не ставит, и они возникают совершенно случайно. Случайной, следовательно, оказывается и судьба того орфографического навыка, который обнаруживается в феномене "природной памяти".
Если мы хотим такой навык сформировать целенаправленно у всех детей, перед ними должна быть поставлена соответствующая задача: орфографически точно воспроизвести относительно целостный смысловой фрагмент печатного текста после его прочтения, – т.е. задача на списывание. В самом деле, удержать в памяти более или менее значительный по объему фрагмент текста (например, предложение из 8-10 слов) ребенок может, лишь восприняв его как целостную смысловую единицу. Для того же, чтобы точно воспроизвести орфографические особенности этого фрагмента, они должны быть выделены в процессе чтения и удержаны в памяти.
Далее учитель предлагает перечитать запись и подумать, что же мы узнаем, когда ответим на все эти вопросы. В ходе коллективного обсуждения дети делают вывод и записывают его перед вопросами: происхождение и употребление слов в русском языке – таким образом планируя материал на несколько уроков вперед.
Целью урока анализа и решения учебной задачи является нахождение способа действия, фиксирование хода поиска в виде модели, схемы, таблицы, что не только снимает нагрузку с памяти, но и позволяет увидеть те связи и отношения, которые на первый взгляд не видны в языковом материале.
Умение организовать и поддержать коллективный диалог в условиях анализа и решения учебных задач является наиболее сложным компонентом методического мастерства учителя.
Сложность этой задачи определяется тем, что оно не имеет стандартных решений. В каждой конкретной ситуации учителю предстоит найти уникальные по содержанию и форме способы своего участия в диалоге, которые, с одной стороны, направляли бы его в нужное русло, не позволяя ученикам уклоняться в сторону под влиянием случайных ассоциаций, а с другой стороны, оставляли бы им достаточно свободы для дискуссии.
Модель 1.
Проблема поставлена на прошлом уроке.
Учитель выделяет две точки зрения.
Обсуждение одной точки зрения.
Обсуждение второй точки зрения.
Сопоставление точек зрения, выбор решения учебной задачи.
Модель 2.
Проблема поставлена на прошлом уроке.
Фиксирование нескольких точек зрения.
Распределение по группам, по выбранным точкам зрения.
Работа в группах.
Обсуждение и выбор решения учебной задачи.
Модель 3.
Проблема поставлена на прошлом уроке.
Анализ и решение проводится самостоятельно.
Обсуждение разных вариантов решения учебной задачи, выбор правильного решения учебной задачи.

Модель 4.
Проблема поставлена на уроке.
Анализ и решение дома самостоятельно.
Обсуждение разных вариантов решения учебной задачи на следующем уроке.

Модель 5.
Проблема поставлена на прошлом уроке.
Анализ и решение с использованием компьютера.
Проверка решения на компьютере.
Цель урока систематизации обнаруженного способа действия – уточнить, конкретизировать способ действия, определить границы его действия. Это урок решения частных задач с использованием открытого на предыдущем уроке способа действия. Один из наиболее эффективных приемов для систематизации обнаруженного способа действия – использование компьютерных программ.
Цель урока контроля и оценки - проверка овладения способом действия, сформированности орфографических, пунктуационных навыков, степени освоения теоретических понятий. Если контрольная работа является комплексной и включает все выше указанные параметры, то она может быть и оценена тремя оценками. С 3 класса можно привлекать детей для подготовки контрольных работ. Это позволяет ученику включиться в процесс оценивания, способствует формированию у него самоконтроля и самооценки.
После изучения темы или раздела учащимся предлагается продумать содержание контрольной работы: выделить основные понятия темы, обобщенные способы действия, знание орфографических и пунктуационных правил, определить форму контрольной работы.
 В процессе этой работы осуществляется рефлексивный контроль и предварительная самооценка усвоения способов действия, теоретических понятий, сформированности орфографического и пунктуационного навыков.
Ученик сам осознает недостаточность усвоения чего-либо и может провести коррекцию собственной деятельности.
Обсуждению и выбору основных положений контрольных работ отводится специальный урок, контрольную работу составляет учитель по подготовленной совместно с учениками структуре.
Наблюдения за организацией развивающего обучения позволяют говорить не только о развитии интеллектуальных способностей учащихся, об умении их мыслить самостоятельно, о развитии таких универсальных способностей, как анализ, рефлексия, планирование; но и о благотворном влиянии развивающего обучения на учителя: повышается уровень его профессиональной подготовки,
 он становится исследователем и творцом, испытывающим огромное удовлетворение от работы благодаря заинтересованности учеников, их желанию узнавать все больше и больше.

44  МММЦ / Развивающее обучение / Мир Бибигона! : 28 Марта 2010, 18:55:45
Мир Бибигона
объявил конкурсы.   Интересно и просто.

«Мы в ответе за  тех, кого приручили!» - под таким девизом проходит новый конкурс от наших друзей компании «1С».
 
«Как приручить дракона» -  это новая компьютерная игра по мотивам одноименного мультфильма, в которой Иккинг Кровожадный Карасик Третий, наследник трона королевства викингов, страдает от одной маленькой проблемы: он не герой. В отчаянии отправившись на поиски самого большого и злобного дракона на свете, чтобы убить его и пройти обряд инициации, он действительно его ранит и вынуждает приземлиться в лесу. Но вместо того, чтобы убить злую рептилию, он превращает дракона в своего верного друга! Вдвоем они пускаются на поиски приключений, чтобы каждый мог помочь своему племени. Они  становятся настоящими героями!
 
Уже в конце марта ты сможешь поиграть с Драконом! А пока… расскажи нам свою историю и пришли фотографию тебя с твоим любимым питомцем!   
 
Ваши лучше работы будут награждены призами:
 
1 место – игра How to Train Your Dragon для Playstation 3 или Xbox 360 (платформу, для которой нужна игра победитель выбирает самостоятельно), летучий змей в виде дракона, подставка для мобильного телефона в виде дракона
 
2 место – подставка для мобильного телефона в виде дракона.
 
3 место – летучий змей в виде дракона
 
Победителей в каждой номинации будет несколько.
 
Размещайте ваши фотографии и рассказы в этом клубе в новых темах до 25 апреля. 
ответить
15 июля 2010 г. исполняется 770 лет битве на Неве. В связи с этим событием мы хотели бы видеть художественные работы, рисунки, посвященные Святому Благоверному князю Александру Невскому и его исторической победе над шведами.  Просьба размещать рисунки в новых темах.
 
Окончание конкурса 23 мая. С работами победителей будет издан календарь.
45  МММЦ / Развивающее обучение / О системе Эльконина Давыдова : 25 Марта 2010, 22:54:27
Как показывают психолого-педагогические наблюдения и исследования, в принципе любое обучение в той или иной степени способствует развитию у детей мышления, личности (например, традиционное начальное обучение развивает у младших школьников эмпирическое мышление). В данной работе рассматривается не развивающее обучение "вообще", а только такой его тип, который соотносим с младшим школьным возрастом и нацелен, прежде всего, на развитие у младших школьников теоретического мышления, на развитие у них творчества как основы личности. Именно этот тип развивающего обучения мы сопоставляем с традиционным типом обучения, который не способствует развитию у школьников таких качеств . Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика).
Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.
Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека. Мыслить теоретически нам приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного. Мы порой не замечаем, как часто оказываемся в таких ситуациях. Приведем простой пример. Допустим, Вам надо постирать шелковый платок, а привычного хорошо известного стирального порошка дома нет. Нет его в ближайшем магазине, но Вам предлагают новый ранее неизвестны стиральный порошок. Будете ли Вы его брать? Для ответа на этот вопрос, сначала Вы прочитаете состав порошка. Если обнаружится наличие добавок, растворяющих вещества животного происхождения (например, масляные пятна), то Вы не возьмете его для стирки платка. В данном случае Вы делаете теоретическое заключение. Шелковая нить имеет животное происхождение, а потому применение этого порошка для стирки Вашего платка не желательно. Добавки могут повредить ткань. Кстати, многие хозяйки не раз попадали впросак в таких случаях, так как не думали о том, что берут для стирки.
Термин "развивающее обучение" остается пустым до тех пор, пока он не наполняется описанием конкретных условий своей реализации по ряду существенных показателей, например:

 каковы главные психологические новообразования данного возраста, которые возникают, формируются и развиваются в этом возрастном периоде;

  какова ведущая деятельность данного периода, определяющая возникновение и развитие соответствующих новообразований;
каковы содержание и способы осуществления этой деятельности (например, осуществляется она стихийно или целенаправленно);

   каковы ее взаимосвязи с другими видами деятельности;

 с помощью какой системы методик можно определять уровни развития соответствующих новообразований;

  каков характер связи этих уровней с особенностями организации ведущей деятельности и смежных с нею других видов деятельности.
Педагогическая система РО Эльконина-Давыдова дает
учащимся:
дети, обучающиеся по этой системе, составляют наибольший процент среди участников и победителей олимпиад
уровень развития интеллекта учащихся по этой системе существенно выше, чем у школьников с традиционной формой обучения
развитие у детей способностей к анализу, умению аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения
развитие способности нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения
активная форма обучения развивает самооценку учащихся и снижает фактор закомплексованности
все это позволяют детям, прошедшим обучение по этой системе, достигать наивысших профессиональных результатов в их дальнейшей жизни.

Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 11
SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2