Logo
        
  Запомнить:

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.
  Сообщения - Иванова
Страницы: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 11
61  МММЦ / Развивающее обучение / Коммуникативность : 25 Февраля 2010, 20:36:32
Коммуникативность 

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.
Говоря о таком явлении как коммуникативность личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую».
Коммуникативность в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект.
Развитие коммуникативности личности начинается с формирования у человека такой направленности личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека.
Понятие коммуникативности необходимо дополнить элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека и способностью воздействия на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других.
Все это предполагает осознание:

а) собственных потребностей и ценностных ориентаций, техники личной работы; б) своих перцептивных умений, т. е. способности воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем);
в) готовности воспринимать новое во внешней среде;
г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм);
д) своих чувств и психических состояний в связи с воздействием факторов внешней среды;
е) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания — жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т. п).
Одним из центральных факторов коммуникативности является способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей.
Коммуникативность предполагает ситуативную адаптированность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения.
Основными источниками приобретения человеком коммуникативности являются жизненный опыт, искусство, общая эрудиция и специальные научные методы. Все эти источники имеют для каждого из нас различную субъективную значимость, однако ведущая роль в любом случае принадлежит жизненному опыту.
Особое место в структуре жизненного опыта занимает опыт межличностного общения. К сфере жизненного опыта следует отнести также уровень совершенства профессиональной и бытовой деятельности, так как успешные трудовые операции коммуникативно значимы для формирования в повседневной культуре моделей коммуникативного поведения. Общая эрудиция также является одним необходимых компонентов коммуникативности. Под общей эрудицией понимается запас достоверности и систематизированных знаний гуманитарных, относящихся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.


Нарисуйте своими руками картинку про человека рядом. Нарисуйте, что он (или она) любит, чем занимается, что вам в нём нравится. И подарите! Это так радует. Проверено на практике.

 

 
 
62  МММЦ / Развивающее обучение / Коммуникативная компетентность педагога : 25 Февраля 2010, 20:30:44
 
      Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога


Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др.

Анализ, проведенный исследователями (И.В. Гришина, А.М. Моисеев, О.А. Фокина, Н.В. Чекалева и др.) показывает, что ситуация модернизации образования предъявляет учителям ключевые компетенции в сфере проектирования развития учащихся, педагогического сопровождения личностно-ориентированного и развивающегося обучения, создания условий становления ключевых компетенций обучающихся.

Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению ключевых компетенций педагогов:
овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);
овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);
овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);
овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);
овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).
компетенции информационных технологий и др.

Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися (позиция Р.А. Макаревича), поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.

Модель развития коммуникативной компетентности учителя

Известно, что коммуникация в профессиональной деятельности выполняет три основные функции:

- коммуникативную, включающую обмен информацией;

- интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

- перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Мы считаем, что критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:
умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

Для развития этих умений предлагается во внутригимназической системе реализовать модель развития коммуникативной компетенции учителя. Она представляет собой целостную, достаточно динамичную систему, которая включает диагностический, информационно-мотивационный, проектно-организационный и обобщающий этапы.

На диагностическом этапе для исследования уровня развития коммуникативной компетентности педагогов применяются методы входной экспресс диагностики (тестирование, анкетирование).

Цель информационно-мотивационного этапа – актуализация проблемного поля учителя, рефлексирующего начало его деятельности. Результатом работы является пробуждение у педагога интереса к особенностям своей “Я-концепции” и своего профессионального развития, источникам и причинам своих практических затруднений в сфере коммуникаций.

Проектно-организационный этап предполагает выстраивание индивидуальных программ профессионального развития и саморазвития учителей гимназии, а практический – включение их в практическую деятельность по реализации этих программ.

На обобщающем этапе завершающим моментом нашей работы является повторное измерение тех показателей развития коммуникативной компетентности, что и во “входной диагностике”, сравнительный анализ произошедших изменений.

Данная модель обеспечивается системой организационно-педагогических и психолого-педагогических условий эффективного развития коммуникативной компетенции учителя.

Мы сохраняем структуру и формы повышения квалификации (Приложение №1), однако в качестве приоритетных выделим следующие принципы: адресность и добровольность.

Из многообразия форм и видов деятельности педагог выбирает те, которые значимы лично для него. Задача управленцев – создать условия для осознанного выбора.

В связи с этим изменились формы организации обучения: осуществлен переход от коллективных форм к индивидуальным и групповым. Педагоги включились в деятельность временных творческих групп, индивидуально разрабатывают и реализуют программы саморазвития, опытно-экспериментальной работы.

Проектные семинары, тренинги, методы интерактивного обучения позволяют включить педагога в процесс самосовершенствования, развивают его коммуникативные умения.

Учитель из исполнителя превращается в исследователя, экспериментатора, он овладевает навыками исследовательской деятельности, составления проекта, программы опытно-экспериментальной работы. Для демонстрации опыта, результатов экспериментальной и исследовательской деятельности в гимназии есть места предъявления этого опыта: научно-практическая конференция, фестиваль методических идей, конкурс педагогического мастерства.

Именно эти новшества и позволяют обеспечивать развитие профессиональной компетентности учителей.

Показатели развития коммуникативной компетентности учителей гимназии

На сегодняшний день практически отсутствуют современные методики оценки спектра и уровня достижения компетенций, соответствующие психологические тесты, поэтому представляется важным выделить показатели развития коммуникативной компетентности и подобрать методики оценки уровня их развития.

Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, мы считаем возможным в качестве показателей развития коммуникативного компонента профессиональной компетентности учителя предложить следующие:
готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

Все исследователи отмечают очень большую сложность измерения и оценивания этих показателей, однако мы попытались отобрать методики и проверить их валидность.

Таблица № 1.

Показатели развития коммуникативной компетентности педагога

 
№   
Показатели   
Используемые методики оценки уровня развития

1   
Мотивационный компонент   
Анкета “Мотивы трудового поведения”

2   
Ценностно-смысловой компонент   
Анкета “Оценка потребностей в развитии и саморазвитии”

3   
Эмоционально-волевой компонент   
Тест определения эмпатийных тенденций (Л.М Митина)

4   
Когнитивный компонент   
Тест “Коммуникативная компетентность” (авторский вариант)

5   
Поведенческий компонент   
Тест “Оценка самоконтроля в общении” (М.Снайдер)

Тест “Оценка уровня коммуникативных особенностей педагога” (В.Ф. Ряховский)

Тест определения характеристики коммуникативного компенента педагогического стиля (А.А.Леонтьев)

Трансактный анализ общения


Результаты исследования уровня развития

коммуникативной компетентности педагогов гимназии

Изучая мотивационную основу деятельности учителей по методике “Мотивы трудового поведения”, мы определили, что движет учителями, от чего они получают наибольшее удовлетворение (Приложение № 3).

Из диаграмм видно, что наиболее значимыми для педагога мотивами являются: стремление к профессиональному росту (97%), желание спокойно работать без неприятностей и “нервотрепки” (87%), удовлетворение от хорошо проделанной работы (83%), хорошее отношение со стороны коллег (70%), осознание общественной значимости своего труда (67%), уважение со стороны руководителей (57%).

Сравнивая выбор мотивов, ведущих в коллективе, с мотивами, лично значимыми для каждого учителя, можно увидеть, что в основном они совпадают, первые три по значимости совпали полностью.

Анализ результатов данного исследования показывает, что основным ведущим мотивом и для педагога, и для коллектива является “стремление к профессиональному росту”, что особенно важно для коллектива, работающего в инновационном режиме. Однако лишь 50% педагогов выбрали ведущим мотивом “желание проявить творчество, осуществить поиск, исследование”, 27% педагогов выделили мотив “стремление проявить себя”, 27% “стремление добиться максимальной самостоятельности в работе”.

Итог исследования мотивов трудового поведения позволяет увидеть проблемы в формировании мотивационной сферы педагогов гимназии, использовать эти данные как при индивидуальной работе с учителями, так и при планировании работы с педагогическим коллективом по формированию сопричастности общей идее, осознанию собственной значимости каждого в успехах гимназии как ведущей мотивирующей силы.

Анализ исследования “Оценка потребностей педагогов в развитии и саморазвитии” представлен в виде диаграммы.

Итоги оценки реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии (самооценка)

 

Данные результаты свидетельствуют о том, что 2/3 педагогов имеют высокую мотивацию к саморазвитию, а это в свою очередь является позитивным показателем участия педагогов в работе по повышению своего профессионального роста.

Для оценки ценностно-смыслового компонента проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 39 педагогов.

Итоги исследования позволяют выявить ценности и смыслы, которые видят учителя в своей профессии. Так на вопрос “Что в настоящее время привлекает вас в работе учителя?” 54% респондентов ответили: “возможность общаться с учащимися”. 62% учителей считают, что появление среди учащихся ребят, в работе с которыми испытанные методы не дают эффекта, может стать толчком к пересмотру учителем привычных способов деятельности, а для 78% педагогов интересы учащихся являются стимулом для повышения квалификации. Таким образом, проблема взаимодействия учителя с учащимися является главной в деятельности большей части педагогического коллектива, поэтому обоснованным можно считать выбор педагогов в качестве единой методической темы будущего года “Искусство общения педагога и гимназиста” (54% опрошенных), развитие коммуникативной компетенции (54% опрошенных) (Приложение №2).

Для определения эмоционально-волевого компонента коммуникативной компетентности педагогов произведена оценка способностей педагогов к эмпатии.

По определению, эмпатия (сопереживание) – умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у учителя эмпатия – ключевой фактор успеха педагогической деятельности. Поэтому эмпатию будем рассматривать как профессионально важное качество педагога, как главный компонент его коммуникативной компетентности.

Для оценки способности педагогов к эмпатии проведено исследование с помощью теста-опросника определения эмпатийных тенденций Л.М. Митиной. Анализ результатов представлен в таблице №2.

Таблица №2

Уровни эмпатии    
Уровни эмпатии

Очень высокий   
Высокий   
Средний   
Низкий

Кол-во человек в %   
27   
43   
15   
15

Возрастные группы

(стаж работы)   
До 5 лет   
От 5 до 10 лет   
Более 10 лет   
До 5 лет   
От 5 до 10 лет   
Более 10 лет   
До 5 лет   
От 5 до 10 лет   
Более 10 лет   
До 5 лет   
От 5 до 10 лет   
Более 10 лет

%   
2   
15   
10   
3   
21   
19   
5   
3   
7   
11   
4   
-


Исследование показало, что в педагогическом коллективе преобладают люди с высоким и очень высоким уровнем эмпатийности, которые не представляют свою жизнь без своих учеников. Их количество представляет 70% от общего числа учителей, работающих в гимназии. Отмечается высокий уровень эмпатийности у администрации гимназии и учителей гуманитарных предметов. Средний уровень эмпатии в основном показали учителя физико-математического цикла.

Из таблицы видно, что в основном низкий уровень эмпатийности наблюдается у преподавателей со стажем работы до пяти лет. Можно предположить, что эти педагоги не совсем адаптировались к новой социальной роли учителя в связи с небольшим стажем работы.

Вместе с тем, результаты исследования выявили проблему: очень высокий, высокий и средний уровень эмпатийности предполагают невротические тенденции в поведении человека. Для многих педагогов гимназии ситуация напряженности, созданная педагогической деятельностью, может привести к эмоциональному взрыву и быстрому “сгоранию”. При решении этой проблемы важным, по мнению психологов, является “сохранить состояние”. Учитывая этот факт, в системе повышения квалификации необходимо предусмотреть то место, где бы учитель:
определил уровень своего эмоционального состояния и смог бы противодействовать “эмоциональному выгоранию”;
мог научиться приемам релаксации, аутогенной тренировки.

Проведенное тестирование “Коммуникативная компетентность” (Приложение №4) позволило определить уровень когнитивного компонента коммуникативной компетентности. Приходится констатировать недостаточное владение знанием содержания компетентности: лишь 52% опрошенных справились с заданиями теста. Таким образом, когнитивный аспект нельзя исключать из системы повышения квалификации, необходимо обратить на него серьезное внимание.

Значимым в педагогическом общении является “стиль педагогических воздействий”. Для определения характера коммуникативного компонента педагогического стиля, психологической службой проведена диагностика по методике Рогова Е.И. (Приложение №1). Цель этой методики: определить характер коммуникативного компонента педагогического стиля, где выявляются две основные парадигмы в обучении, это “ориентация на результат” и “ориентация на развитие”.

Характеристики коммуникативного компонента педагогического стиля представлены в таблице №3.

Таблица №3

Педагогический стиль
Ориентация на развитие   
Ориентация на результат

Тенденция к “поддерживающему” стилю коммуникации – 35%   
Тенденция к “контролирующему” стилю коммуникации – 65%

Демократический стиль педагогической деятельности   
Социоцентрический стиль педагогической деятельности


Как можно увидеть из приведенных данных, 65% педагогов тяготеет к такой форме взаимоотношений учителя и ученика, при которой делается акцент на умственном развитии учащихся – “ориентация на результат”. В этом случае учителя контролируют и оценивают знания учеников по строго установленным программам и тестам проверки усвоения знаний, что обеспечивает высокое качество преподавания. Учитель держится отчужденно и строго, его подход сугубо деловой и профессиональный. Эти параметры характеризуют социоцентрический и авторитарный стиль педагогической деятельности.

“Ориентация на развитие”, которую показали 35% учителей гимназии, предполагает направленность на полное развитие каждого учащегося с точки зрения не только усвоения теоретических дисциплин, но и познания учеником самого себя и общества, в котором он будет жить.

“Концепция развития” ориентирована скорее на учащегося, чем на учителя. Педагог стремится прежде всего обратить внимание на потенциальные способности самого учащегося, опираясь на его собственные интересы и склонности. В этом случае преобладают непринужденная манера общения, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон в диалоге, что характеризует демократический стиль педагогической деятельности.

Как следует из приведенного исследования, 65% педагогов гимназии придерживаются авторитарного стиля общения, однако современные условия воспитания и обучения предполагают качественно новый стиль взаимоотношений между учителем и учеником, “ориентированный на развитие”, от которого зависит развитие каждого ученика.

Таким образом, задача формирования демократического стиля педагогической деятельности стоит как перед каждым из педагогов, так и перед коллективом в целом. Это станет возможным, если в гимназии будет создано профессиональное пространство, способствующее развитие ключевых компетенций педагогов.

Внутригимназическая система повышения квалификации, представленная в данной работе, обеспечивает развитие профессиональной компетентности педагогов, что доказывается высокими показателями образованности и квалификации педагогических кадров, высоким уровнем развития коммуникативных умений.

Предложенные в работе формы и виды деятельности выгодно отличаются от традиционных, позволяют повысить уровень мотивации педагогов на развитие и саморазвитие, улучшить качественные показатели развития коммуникативной компетентности.

В данной работе определены те показатели, которые можно измерить с помощью известных в науке методик, по двум аспектам использованы авторские методики (анкеты), которые представлены в Приложениях.

Отобранные методики для диагностики развития педагогов прошли апробацию, доказали свою валидность и могут в дальнейшем использоваться и в других общеобразовательных учреждениях.

Вместе с тем, повседневная практика диагностики самых разнообразных педагогических и образовательных проблем убедила нас в мысли о недостаточной разработанности процессуально-технологических её аспектов в условиях системы повышения квалификации педагогов.

Модель универсальна, личностно ориентирована. Таким образом, организация процесса непрерывного образования учителей позволяет обеспечивать решение сложных проблем развития профессиональной компетентности современного педагога.

Мы далеки от того, чтобы считать данную модель полной и достаточной. В ней обозначены лишь некоторые аспекты, возможные в практике образовательных учреждений.

Дальнейшее совершенствование внутригимназической системы повышения квалификации возможно на базе использования информационных технологий.

Модель развития коммуникативной компетентности может быть рекомендована для развития и обновления в системе непрерывного образования педагогов внутри образовательного учреждения.

63  МММЦ / Развивающее обучение / Формирование креативности : 25 Февраля 2010, 20:28:01
Использование информационно – коммуникативных технологий в формировании креативности у учащихся младшего школьного возраста.[/color]
Уже не один год идет работа по обновлению всей системы школьного образования. Предлагаются разные мнения, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения. Происходит кардинальное изменение школьной политики и самой школы в целом
В проекте новой концепции общего среднего образования сказано, что школа и общество неотделимы. Общество живет и развивается так, как оно учится
И сегодня в современном мире одной из главных задач образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. А это в первую очередь формирование в каждом ребенке творческой личности и социально – коммуникативных компетенций как наиболее востребованных в жизни.

Активизация внимания в обществе к вопросам творчества обусловлена тем, что только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности.
В процессе творчества происходят значительные изменения личности, укрепление и формирование характера. В нем развиваются и укрепляются сила воли, стойкость и выдержка, изменяется его сознание, его мировоззрение, глубина восприятия действительности. Нередко происходит переоценка ценностей. Творчество является средством для совершенствования человека

Установлено, что творческие люди лучше концентрируют свою энергию и силу для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению большинства психологов, творчество помогает в преодолении страха и других негативных проявлений, возникающих в связи с конфликтами и стрессами.
Ведь ни для кого не является секретом, что тенденции общественного развития в нашей стране сегодня таковы, что, наряду с позитивными демократическими изменениями, в кризисном состоянии пребывают материальная и духовная сферы жизни. Особые социальные и психологические трудности испытывает личность, формирующаяся в данных условиях – и это в первую очередь сегодняшний дошкольник и школьник.
Поэтому новое время, качественно новый уровень жизни, требование соответствия современным мировым стандартам и технологиям переместили акценты в содержании школьного образования и особенно художественного. Развитие творческих способностей лежат в основе требования современного образования, целью которого является формирование личности с особым типом образованности, личности творческой, инициативной, современной, гибко мыслящей, умеющей ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, способного к самореализации и саморазвитию. Ведь, согласитесь, только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности.

На сегодняшний момент, образование является ведущим фактором, определяющим ту или иную жизненную и профессиональную сторону развития человека ещё в школьные годы, направленную на получение опыта решения разнообразных жизненных проблем и формирующую личность творческую и инициативную. Именно в школе дети проводят значительную часть времени, значительный период своей жизни. В связи с этим, одной из главных задач образовательной политики на современном этапе, является создание условий для формирования творческой личности.



Ну и, конечно же, одним из эффективных средств формирования креативности учащихся традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней психических функций - восприятия, воображения, гибкости мышления и др. Именно изобразительное искусство воспитывается бережное отношение к окружающей среде, природе и к самому человеку. Кроме того, занимаясь рисованием, человек испытывает непосредственное воздействие на организм цветовых сочетаний, линий и форм, композиционных особенностей. Занятия изобразительным искусством являются ценнейшей возможностью формирования креативности младших школьников, решающим фактором в формировании творчества, таких его свойств, как творческое воображение и мышление, зрительная память, эстетический вкус, наблюдательность, трудолюбие и волевые качества. Творческий процесс помогает избавиться от возможных комплексов, способствует переживанию отрицательных эмоций. Это особенно важно для людей, не имеющих возможности выговориться, поскольку выразить свои переживания в творчестве порой легче и проще, чем о них рассказать. Ведь именно изобразительное искусство обладает способностью отвлекать личность от навязчивых и болезненных переживаний.

Творчество, творческие способности и их развитие, несомненно, относятся к разряду вечных проблем человечества. На протяжении длительной истории развития научных знаний, эта проблема привлекает к себе внимание. Ещё в древности философы стремились постичь феномен творчества и выявить его влияние на развитие человека. Направления творческой деятельности различны – это и технические изобретения, и создание художественного, музыкального или литературного произведения, это любой вид труда, в котором проявляется что - то новое, это все то, что приобретает творческий характер и требует от человека большого воображения.

Кроме того, изобразительное искусство воздействует на растущего человека, формирует его в целостную личность. И это формирование начинается у детей уже с начальной школы. Именно в младшем школьном возрасте легко закладываются основы для творческого видения мира в будущем, чувства уверенности, успешности. На уроках рисования происходит формирование таких качеств, которые впоследствии пригодятся для любого творческого человека. А именно, настойчивость, целеустремленность, решимость и упорство, терпение и воля, трудолюбие, требовательность к себе и своему творчеству, активность и инициативность.
Кто-то возразит, причем здесь все перечисленные качества и изобразительное искусство. Как можно воспитать трудолюбие, терпение и волю на уроках рисования. Только человек, который не представляет, сколько труда, усидчивости и настойчивости требуется ребенку, чтобы выполнить композицию, может задавать подобный вопрос. Афоризм «гений и труд» подтверждает роль трудолюбия в развитии способностей и становлении творчества.

Талант, способности – безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «Талант пробьется», «Талант не пропьешь». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно также и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике – или развивается или угасает.

Поэтому развитие творческих способностей, как и любых других, возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Главным в творчестве является то, что человек осознает свою значимость в качестве открывателя нового, реализует себя как личность. В этом случае можно говорить о формировании установки на творчество. А она в свою очередь подразумевает наличие собственной точки зрения, смелость и независимость в принятии решений, умение отстаивать свою точку зрения, свой замысел, но и одновременно уважительно относиться к мнению окружающих, абстрактно и критически мыслить, работать группами, командами – уметь решать одну общую задачу, использовать знания своих товарищей. В этом случае дети становятся друзьями не только на время выполнения заданий на уроке. Это становится качеством их личности. Так формируется чувство коллективизма, ответственности, коммуникативных способностей.

У любого художественного творчества есть два крыла - реальность и фантазия. Одно помогает отражать действительность, другое помогает уходить от него.

Только в изобразительном искусстве процесс придумывания замысла имеет непосредственный характер для ребенка, когда в своих руках он держит карандаш или кисть. И ни о каком отражении действительности не может быть и речи, если он не знает основ грамоты. Нельзя говорить и о детском творчестве и о развитии фантазии, если ребенок испытывает чувство страха перед работой. Ведь если учащийся не будет знать, как нарисовать то, что он задумал, то будет бояться, что у него не получится задуманная композиция.



В связи с вышесказанным, перед педагогом стоит одна из главных задач – привить ребенку желание творить, научить его выражать свои мысли на листе бумаги. Изо дня в день, вглядываясь в бесконечность детских рисунков важно заметить то ценное зернышко, которое впоследствии прорастет на радость всем окружающим. Для раскрытия творческих способностей у детей и индивидуальности каждого ребенка, учителю на уроках, в первую очередь, необходимо использовать методы проблемного обучения, такие как: проблемное изложение, частично поисковый метод, исследовательский метод.
Некоторые возразят, разве существуют методы проблемного обучения на уроках изобразительного искусства. А разве нет! Ведь для решения задачи формирования креативностти у детей младшего школьного возраста на каждом уроке, изо дня в день, учителю необходимо создавать проблемную ситуацию, противоречие, требующее решения. Мыслить человек начинает тогда, когда надо понять что-то. При таком подходе процесс обучения у ребенка связан с догадками, ожиданием, удивлением, озарением, напряженным размышлением, поиском аргументов и доказательств, переживанием. Это формирует интерес к учению, развивает инициативу, способствует пониманию внутренней сущности предметов и явлений, учит умению видеть проблему и намечать способы ее решения. В результате такой деятельности почти каждую работу ученика, если это только не короткое учебное задание, можно назвать маленьким проектом.
 Чтобы воспитать человека, обладающего чувством нового, способного ставить и решать перспективные проблемы, предсказывать ход событий, улавливать элементы и направления культуры, которым суждено будущее, важно уделять должное внимание информационно – коммуникативным технологиям в формировании креативности у детей младшего школьного возраста. Ведь креативность трактуется как система способностей, а педагогическими задачами на этапах формирования креативности учащихся младшего школьного возраста является формирование коммуникативных, исследовательских, инвестиционных способностей и способностей к саморазвитию. Целью является формирование личности с особым типом образованности, личности творческой, инициативной, современной, гибко мыслящей, умеющей ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, способного к самореализации и саморазвитию. Согласитесь, что потребность в самореализации – одна из ведущих потребностей личности, определяющая ее активную жизненную позицию, направленную на преобразование себя, других и окружающей действительности. Формирование личности, способной к такому типу самореализации, — основная задача школы.
И здесь хочется привести пример из своей педагогической практики, когда с целью формирования способностей к саморазвитию я, в первую очередь, использую рисунки своих воспитанников в оформление интерьера школы, ну и, конечно же, активно привлекаю детей к участию в конкурсах различных уровней, вплоть до международных. Приятно наблюдать, как дети толпятся, когда обновляется выставка, рассматривая новые рисунки, приводят родителей порадоваться своим успехам. Все это стимулирует детей к творческому росту, учит выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при выполнении поставленной задачи, извлекать информацию из различных источников, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые в выполнении заданий по изобразительному искусству.
Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности. Вне искусства не прорастет ни интеллект, ни внутренняя свобода, вне которой нет творчества. Там, где нет уважения к культуре, не может быть и уважения к свободе. Ведь ни для кого не является секретом, что сегодня мы нередко встречаемся с совершенным равнодушием учеников к окружающим их проблемам. И поэтому художественное образование ставит перед собой цель развивать у подрастающего поколения эстетическое отношение к жизни, которое способствует формированию интереса к жизни, развивает воображение, творческий потенциал, что для некоторых детей станет началом их профессионального пути. И совершенно неважно, в какой области будет работать будущий специалист, наличие в нем каких – то художественных талантов особенно подчеркнет в нем незаурядность.



64  МММЦ / Развивающее обучение / Развиваем коммуникативные умения : 25 Февраля 2010, 20:25:05
   

 
      Формирование коммуникативных умений учащихся начальной школы посредством учебной деятельности в системе развивающего обучения

Традиционно считается, что в школе “дают знания”, а ученики их “получают”. В основе такого подхода лежит направленность на формирование ученика – “потребителя”, установка которого заключается в том, что все (школа, государство) должны ему дать в готовом виде, а его задача – только “взять”. Такой выпускник не сможет успешно войти в социум и самоопределиться в жизни. Современная общественная ситуация актуализирует проблему воспитания человека, умеющего учиться, соответствовать жизненным задачам, приспособленного жить без постоян-ного руководства. Программа развития нашей школы “Формирование социально – активной личности” разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, в которой целевая направленность современной школы связывается с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в овладении и применении общеучебных знаний, умений и навыков. Деятельность нашей школы направлена на развитие потребностей и способностей личности к жизненному самоопределению, на формирование развития его социальной активности. В рамках реализации программы находится моя тема: “Формирование коммуникативных умений учащихся начальной школы посредством учебной деятельности в системе развивающего обучения”.

Сущность развивающего обучения заключается в создании условий, при которых ребёнок становится субъектом, обучается ради самоизменения, когда его развитие из случайного превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Эта задача решается последовательно: на первом этапе (начальная школа) обучение формирует у ребёнка потребность и способность к самоизменению с тем, чтобы в последующие годы развить эту способность и создать условия для её максимальной реализации (Г.В.Репкина). Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, впоследствии чего она и начинает выступать в качестве его основы развития. Превращение ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное содержание развития школьника в процессе начального обучения. Ребёнок может участвовать в учебном процессе как субъект только в том случае, если он приобретает способность самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач.

Условиями успешного формирования самостоятельности учащихся является совместная выработка правил, алгоритмов, определений, инициирование детского поиска по решению задач в форме вопросов учителя. Основным методом является учебный диалог, где обсуждается необходимая информация, соответствующая задачам урока. И.А. Зимняя считает, что в совместной деятельности у детей формируются рефлексивные и коммуникативные умения.

Коммуникативная компетентность – качество личности, необходимое для достижения жизненного успеха. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталоны коммуникативных умений и организовывая взаимодействие учеников друг с другом. Коммуникативная компетентность является необходимой составляющей коммуникативной культуры и профессиональной компетентности педагога и специалиста любой другой специальности. Данный феномен исследовался многими авторами: Н.В. Кузьмин, А.К. Маркова, Л.А. Петровская. В настоящее время существует ряд технологий, в которых косвенно развивается коммуникативная компетентность учеников, поскольку сама технология предполагает активное взаимодействие. Для формирования у учащихся коммуникативной культуры я опираюсь на принцип деятельности и принцип “выращивания”, который был разработан О.С. Анисимовым. Это принцип предполагает сознательный учёт педагогом индивидуальных качеств ученика в соответствии с социокультурными требованиями. В процессе учебного сотрудничества формируются следующие коммуникативные умения:

- вступать в предметную дискуссию;

- понять точку зрения другого;

- оценить содержательно достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников;

- согласовывать разные точки зрения.

Основой коммуникативного сотрудничества является формирование умения слушать. С первого класса обращаю внимание на ситуации, когда большинство детей не могут повторить просьбу учителя, адресованную им в устной форме, либо повторить высказывания товарища. Исследование таких ситуаций позволяет учащимся глубоко понять ответ на вопрос “Зачем надо слушать?”. На основании этого формируется представление о позиции “слушатель”.

Формирование позиции “понимающий” происходит тогда, когда автор высказывания не соглашается с тем, как его поняли другие дети. А также в спорных моментах, когда большинство учеников не могут определить причину конкретного спора, возникшего на уроке. На этом этапе вводится терминология “Правильно ли я тебя понял (а), что…”. Происходит процесс сравнения мнения каждого “понимающего” с мнением “автора”. Процесс заканчивается тремя вариантами результата:
Я думал(а) так же, как и автор высказывания, поэтому я согласен.
Я думал(а) так же, как и автор высказывания, но у меня есть ещё информация по этому вопросу, поэтому я хочу дополнить, уточнить высказывание автора.
Я думаю по – другому, поэтому я не согласен.

Чтобы увидеть мнение каждого ребёнка, ввожу знаковое обозначение “согласие”, “не согласие”. Неоднократно задаю вопросы “С чем не согласны?”.

Ситуация, когда возникают разные мнения по одному и тому же вопросу, позволяет формировать у учащихся представление о позиции “критик”, учит согласовывать эти мнения, чтобы получить результат решения общей проблемы. Таким образом, у каждого ученика формируется глубокое понимание позиций “автор”, “слушатель”, ”понимающий”, “критик”.

Организация коммуникации в учебном процессе позволяет увидеть существенные различия:

1 класс

- большое количество высказываний учителя;

- хоровые ответы детей;

- понимание на уровне копирования, подражания;

4 класс

- в основном высказываются дети;

- уровень самостоятельности возрос;

- глубокое понимание позиции собеседника, мышление в логике другого человека;

ТЕХНОЛОГИЯ

Коммуникативные умения я формирую с помощью рефлексии на основе учебной деятельности учащихся. Учебную деятельность организую по следующей схеме:

Cхема

Этапы, содержания и умения представляю в виде следующей таблицы, в которой выделены важные процессы учебного сотрудничества.Этапы деятельности   Содержание этапа   Рефлексивные умения   Коммуникативные умения
Актуализация опорных знаний   Отбор содержаний в рамках темы урока, либо проверка домашнего задания.

Вспомните, какое задание вы выполняли? Как? Что получили? Докажите свой ответ. Вывод в форме знакомого способа, алгоритма.

    - анализируют свою совершённую деятельность;

- объясняют и доказывают результат;   - выступают в роли автора, слушателя, понимающего;
Понимание задания.   Чтение задания. Зачем надо читать задание? Кто желает быть в роли “понимающего” Что в это время делают другие? Зачем надо слушать товарища?

Кто желает понять услышанное содержание? Кто согласен? Почему? Кто желает дополнить высказывание товарища? Какие действия будете совершать при выполнении задания? Что получите в результате деятельности?   - анализируют записанный текст: о чём говорится, что говорится?

- раскрывают смысл терминов;

- планируют учебные действия;

- планируют результат своих действий;   - выступают в роли автора, понимающего, критика;

- уважительно относятся к мнению одноклассников;
Самостоятельная деятельность по получению новых знаний, умений.   Метод наблюдения.

Предъявление и сравнение результатов;

Целенаправленно прошу предъявить результаты тех детей, у которых они разные, чтобы организовать противоговорение;   - самостоятельно выполняют учебное задание;

- сравнивают свой результат с результатом своих одноклассников;

- определяют причины затруднений в деятельности;   - адекватно относятся к результатам других учеников;

- свободно выражают своё мнение;
Формулировка проблемы.   Сравните результаты, у кого такой же ответ? У кого другой? Кто не получил результат? Почему? Кому было трудно выполнять задание?

Проблемный вопрос.

Может ли быть так, чтобы при выполнении одинакового задания получились разные результаты? Как узнать, кто прав? Почему не можем договориться?   - формулируют проблему;

- осознают цели предстоящей деятельности;   
Рефлексия   Описание деятельности.

Рассказ конкретных учеников о том, в какой последовательности и как они выполняли учебные действия.

Критика.

У кого есть вопросы? Кто согласен? Кто нет? Почему?

Нормирование.

Вопросы формулируются такие, которые направлены на те шаги в деятельности, где мнения детей не согласовались. С помощью этих вопросов определяются новые знания (правило, способ, алгоритм и т.д.).

Проверка гипотезы.

Как можно узнать, правильно ли мы рассуждали? Сравнение полученного результата с содержанием в учебнике.   - объясняют учебные действия;

- находят ошибки в своей и чужой работе;

- оценивают достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников;

- ищут недостающие способы решения общей задачи;

- проверяют свою гипотезу;

- оценивают правильность своих выводов, решений;

- обобщают результаты наблюдения;

- соотносят полученный результат с эталоном;   - вступают в предметную дискуссию;

- понимают точку зрения другого учащегося;

- уважительно критикуют;

- согласовывают разные точки зрения и получают общий результат;
Деятельность на проверку полученного способа.   Даю другое задание, в котором применяется новое знание или умение.

Работа выполняется коллективно с проговариванием вслух.   - определяют степень соответствия поставленной цели и результата деятельности;

- применяют полученное знание или умение в другой деятельности;

- решают проблему;   - приобретают навыки совместной работы;


Приемы формирования коммуникативных умений:

1. Даю учащимся время на обдумывание их ответов.

2. Обращаю своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

3. Не вношу своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

4. Поддерживаю все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

5. Предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

6. Задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

7. Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Организация формирования коммуникативных умений чётко прослеживается при следующих условиях:

1. Используется задание, в котором заложено несоответствие между прежними знаниями учащихся и новой ситуацией, в которой оказались дети.

Задание: в словосочетаниях запишите глаголы в форме 3-го лица множественного числа, выделите в словах окончания, определите спряжение глаголов.

благодар.т маму

по.т песни

принос.т пользу

владе.т оружием

Прежние знания: определение спряжения тех глаголов, в которых личные окончания ударные, знания таблицы.

Новая ситуация: в задании встретились в словах безударные окончания глаголов, гласная в

окончаниях не слышится чётко, как её определить, не знают.

2. Создаётся ситуация противоговорения для анализа совершенной деятельности и её результата по поводу выполнения общего задания.

Ситуация: вызываю к доске учащихся, у которых результаты при выполнении общего

задания не совпали.

Благодарят маму

Поют песни

Приносят приносют пользу

Владеют владеят оружием

Прошу детей высказать свою точку зрения по поводу слов, где результаты разные, в ходе дискуссии не выражаю своего мнения, не вношу исправлений. Поддерживаю детские высказывания независимо от того, верны они или нет.

3. Организуется общий поиск учащимися по решению общей проблемы, сформулированной ими в ходе конкретного затруднения.

Общий поиск решения общей проблемы: на доске примеры:

9 + 5 = 14

12 – 8 = 4

45 + 6 = 411, 105, 15, 51

Прошла дискуссия, в ходе которой обозначилась проблема “Как прибавлять однозначное число к двузначному?”, она осталась нерешённой.Вопросы учителя   Ответы учащихся
В каком примере получились разные ответы?

Почему прибавляли к 6, а не к 45?

В примерах такого вида, прежде чем считать, что надо найти?

Чем первое слагаемое отличается от второго?

Что нужно выделить в двузначном числе?

Для чего выделяем разряды?

Как будем прибавлять единицы?

Где взять единицы, чтобы дополнить до 10?

Что будем делать с десятком?

Что осталось ещё прибавить?

Решая пример, что получили?   45 + 6.

Удобнее прибавлять к большему слагаемому.

Найти большее слагаемое.

Оно двузначное, состоит из 4 десятков и 5 единиц.

Выделить разряды.

Чтобы единицы сложить с единицами.

Дополнить разряд единиц первого слагаемого до 10.

Взять у второго слагаемого.

10 прибавить к разряду десятков.

К десяткам прибавить оставшиеся единицы.

Алгоритм решения примеров вида 45 + 6


Считаю, что такие приёмы способствуют повышению учебно – познавательного процесса у детей, формированию у них умений самостоятельно ставить цели, выполнять учебные действия, осуществлять контроль за ходом выполнения учебных действий и оценивать результат своей деятельности.

65  Разное / Поздравления / Будем веселы и гостеприимны! : 25 Февраля 2010, 20:22:24
26 февраля  - день веселья и гостеприимства.
1 марта - день кошек.
А я больше люблю собак .
66  Разное / Поздравления / Re: Поздравление с юбилеем Ивановой Людмиле Владимировне : 25 Февраля 2010, 20:20:34
Спасибо Тронута и благодарна!
67  Разное / Поздравления / День ЯБЛОКА : 20 Февраля 2010, 09:20:46
20 февраля - [color=green]День яблока[/color]Ежегодно 20 февраля в США отмечается День яблока. В этот день в кулинарных колледжах проводятся шоу и мастер классы, посвященные приготовлению блюд с использованием яблок. Яблоки, помимо отличного вкуса, обладают еще рядом уникальных свойств, полезных для организма человека в целом и сердца в частности. Они содержат натуральный фруктовый сахар, в основном в форме фруктозы, а также антиоксиданты, которые полезны для костей человека. Порадуйте друзей и родных вкусным яблочком!
21 февраля - День родного языкаМеждународный день родного языка провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года. С 2000 года этот день отмечается ежегодно 21 февраля. Он призван содействовать языковому и культурному разнообразию и многоязычию, так как именно языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия.
68  МММЦ / Развивающее обучение / Коммуникативность - показатель социального и нравственного веса личности : 18 Февраля 2010, 11:09:33
Семинар
[color=red]«Формирование коммуникативной компетенции в свете новых требований к образовательному процессу.»[/color]
25 февраля
69  Разное / Поздравления / 19 февраля - День китов : 17 Февраля 2010, 22:22:07
С днём китов!
А сегодня День доброты.
Будем добры к китам и всему живому на Земле!
70  Для учащихся / Наши открытия / Наши новые работы. : 17 Февраля 2010, 22:13:42
Сочинение Друзьякиной Маргариты
        Ильинская школа                                                    2 класс
                                                 Красавица-зима.

        Прекрасная снежная королева постучалась  к нам в узорчатое окошко. Серебряная берёза надела варежки, шапку, шубку. Весь лес в инее. Я сегодня увидела лучезарное солнце. Стоит сказочный чертог Снежной королевы такой красивый, весь освещённый яркими лучами золотого солнца.
         Красавица Снежная королева! Её все ждут.
        Зима - самое лучшее время года. Январь похож на яркий серебряный луч.  Красивая лёгкая снежинка упала на мою ладонь. Узорчатая, но быстро растаяла. А на дорогу падают и падают снежинки. Снежок укутал всю страну.
         Можно кататься на лыжах и санках.  Люблю я зиму!

                                             Сочинение.
                                         Виноградова Ильи
                                                 2 класс
                   
                                         Хорошо зимой!
                                                       
  Влетела  в  карете  к  нам  в окно  Снежная  Королева. Она  меня  отвела  в  свой  замок. Потом я попросил у Снежной королевы, чтобы  была  радостная                зима! И наступила  зима! 
        Берёзы  надели  снежные  шубки.  Детки  встают рано,  надевают  тёплые  куртки,  шубки,  и  пушистые  перчатки, тёплые  штаны  и  валенки. Приходят  дети   с  улицы,  щёки  румяные.  Ложатся  спать.                                            На  следующий  день наступает  Новый  Год.  Детки  ставят  во  дворе  ёлку и  водят хоровод, поют праздничные песни.  Взрослые и дети пускают салюты и устраивают пир.
         Хорошо зимой!   
 
Сочинение Потехина Дмитрия
     Ильинская школа2 класс
                               Красавица – зима.
            Укутали снежинки лес. Как будто на лес посыпали сияющие блёстки. Весь лес в инее. Иней как замёршие иголочки, и всё серебряное. Как будто чертог волшебницы-зимы на улице. Большой и серебристый. Берёзы как будто укутались не снегом, а варежками, шапками, шубками. А шубы, шапки и варежки греют от трескучего мороза. Лес стал сказкой. Но не только сказкой, а сияющим теремом. На улице светит лучезарное солнце. Если посмотреть на него, оно такое яркое и горячее.
          А вот и  Снежная королева пришла.   Снежинки  с ней пожаловали, такие весёлые.
Ребята катались кто на санках, кто на   лыжах,  кто  на  коньках.
         Зима самое красивое время  года!

Сочинение Анисимова Александра
Ильинская школа5 класс
Прелести зимы.
У каждого времени года своя прелесть, а у зимы особенная
красота, которую описывают поэты, писатели и художники. Зима – это не только Новый год, ёлка и подарки, а весёлые лыжные прогулки, катание на санках и санях, запряжённых лошадьми. Дети катаются с весёлыми криками с гор. А как красив зимний лес!  Такое ощущение, что деревья надели богатые шубы из снега, а серебряные снежинки блестят, как драгоценные камни. Мороз разрисовывает красивыми, замысловатыми узорами окна квартир и домов. Приятно наблюдать за красногрудыми снегирями, которые сидят на деревьях. Так они очень похожи на гроздья спелой рябины.
А ещё зима - это то время года, когда маленькие дети ждут прихода Деда Мороза с подарками, с сюрпризами и с весёлыми играми!
Я очень люблю зиму и не представляю, что кто-то живёт в жарких странах и не видел  такой красоты. А ещё каждой зимой я становлюсь на год старше.
Я люблю эту пору!


Сочинение Куценко Виктории
5 класс
Скоро снова наступит зима.

   Скоро снова наступит зима.
И опять налетит злая вьюга.
Все деревья покроют снега,
Ляжет он на поля и дома.
Станут ночи длиннее дня,
Снегу рада одна детвора.
Санки с горки спустит она,
Шумная наша гурьба.
Ну а в парке на бывшей зелёной лужайке
Снова скачут белые зайки.
Будет слышен снега скрип,
И злые затрещат морозы.
Зима ходит да студит,
Что замерзают даже слёзы.
Отшумят злые вьюги,
Растают снега,
Зазвенит ручейками капель.
Прилетят с юга птицы
В родные края.
И вновь заведут карусель.


Сочинение Даниловой Надежды
5 класс
Красавица-зима
Началась зима. Выпал первый снег, и мороз заковал стужей всю округу. Дети начинают лепить снеговиков, кататься с горки на лыжах, коньках. А как же красив снег  серебристый,  пушистый,  лёгкий и блестящий!
Солнце лучистое. Много весёлых, радостных, интересных праздников зимой. Всё покрыто «серебром» ,  как  красиво смотреть на эти чудесные картины. Снежинки танцуют, кружатся, летают на ветру. Все деревья покрыты снежной шапкой.
Хороша зима!

     В чём красота русской зимы.
                 Клюкиновой Алёна  3 класс

 Наступила суровая морозная зима. Она принесла с собой ветер, метель, пургу. Зима раскинула свой белый пушистый ковёр. Она покрыла им все поля и тропинки. А однажды мы ходили на экскурсию и видели, что ели и сосны стояли в снежных шубках, а берёзка—в прозрачном инее. Потом мы вернулись в класс, а там мороз разрисовал окна необыкновенными веточками. На веточках сверкали маленькие огоньки—жемчужинки.   В ясную погоду я видела, как в воздухе искрились снежинки. Это было необыкновенно красиво! На следующий день я пришла в школу, и вдруг у нас в классе стало темно. Посмотрели в окно, а там пурга.
Люблю зимушку за её снежную прелесть!

   Сочинение Артамоновой Светланы
5 класс                                   
Зима - замечательное время года.
Самые лучшие праздники зимой.
В это время взрослые рассказывают истории о происходившем в их детстве.
В лесу зимой красота неописуемая.
Деревья покрыты белым покрывалом.

Мы зажгли здесь огоньки
Превратим весь вечер в сказку,
Пригласим друзей своих,
Загадаем им загадку.
Что случилось? Не пойму…
Дайте мне подсказку!
Это сон? Да нет,  не сон…
Хорошо, скажу отгадку!
Превратили вечер в сказку!
Принесла зима снега,
И картины изо льда.
Запушила, закружила,
Землю в терем превратила.
Вот и вся моя  подсказка-
За окошком будто сказка!

Сочинение Суботиной Софии
         5 класс
Ильинская школа
                          Прекрасная зима.
Вот и пришла к нам зима, долгая, студёная, с морозами да метелями. Заковала в ледяные панцири реки, озёра, пруды и болота. Накинула пушистую, искрящуюся шубу на леса, поля. Засыпала города и сёла. Везде белым-бело, всё утонуло в глубоких снегах, уснуло до весны.
Хороша наша русская барыня-зима!  Приходит она к нам с праздниками да с подарками, с катаниями на тройках, со звонким Рождеством, со Святками, с мандариновым запахом, с золотыми блинами масленичными и с песнями весёлыми.
Очень любим русскую зиму наши писатели и поэты. Какие стихи писали!
Сергей Есенин в стихотворении «Берёза» так описывает деревце:
«Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом , точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой»
Какой матер слова Сергей Есенин, сколько средств изобразительности языка использует.
Александр Сергеевич Пушкин в своих великолепных стихах тоже всегда восхищался зимой:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит»
Великий поэт сравнивает зиму то со зверем, то с дитём, такая она разная, наша русская зима: то плачет, то воет, то смеётся.
Я  любуюсь лучезарным солнцем и ярким морозным днём, а на память приходят стихи Пушкина:
«Под голубыми небесами
 Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.»
Петра Вяземского тоже всегда радовал приход зимы, он с восторгом писал:
«Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебёдка,
Здравствуй, матушка-зима!
Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!»
Да, наверное, нет ни одного поэта и писателя, композитора и художника, которые бы не воспели в своих творениях красоту зимы. Прекрасные стихи есть у Бунина, Сурикова, Блока, Тютчева. С особым украинским колоритом описывал зиму и Рождественские Святки Николай Васильевич Гоголь в «Ночи перед Рождеством».
И нам, когда мы читаем эти бессмертные строки, передаётся ощущение радости, сказки. И мы ждём прихода такой суровой, но такой прекрасной и чистой русской зимы!








71  МММЦ / Развивающее обучение / Неделя начальной школы : 25 Января 2010, 19:09:51
 :)                Неделя начальной школы
                «И рады мы проказам матушки-зимы!»
В начальной школе учителя прежде всего стремятся к тому, чтобы с помощью Пушкина, дети, говоря известными словами В.Г. Белинского, «превосходным образом воспитали из себя человека», смогли укрепить и развить свой «русский дух»; чтобы им «дивно близки» были бы все те «чувства добрые», которые Пушкин «лирой пробуждал», чтобы ценностный мир Пушкина – с его «любовью к родному пепелищу» и «любовью к отеческим гробам», с его талантом и культом дружбы и дружества, со всеми его «животворящими святынями», – стал бы их ценностным миром.
                     Цели :
Все поставленные цели и задачи звучат  в воспитательном ключе:
- Укрепление национальных корней, национальной самобытности посредством приобщения детей к великой русской национальной культуре, в центре которой стоит А.С. Пушкин, «величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России» (А.М. Горький).
- изучение жизненного и творческого пути Пушкина, воспитание у учащихся глубокого интереса и любви к поэзии Пушкина, которая пробуждает «чувства добрые», внушает не только любовь к народу, языку и природе родной страны, но и сознательное чувство гордости ее историей, веры в ее могучие силы и прекрасное будущее.
- Усиленное внимание к изучению и работе над языком А.С. Пушкина (создателя русского литературного языка) и на этой основе воспитание бережного отношения к русскому языку как основе нации и условию ее сохранения; борьба за чистоту и величие русского языка, против его разрушения и порчи, приобретающих сегодня угрожающие масштабы.
- Воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных начал, стремления следовать высокому идеалу, опираясь на духовные, нравственные, эстетические критерии пушкинской личности и пушкинского творчества; формирование общей культуры.
- Развитие интереса к истории своего Отечества, понимания того, что «уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».
- Воспитание осознания детьми своих корней, своего долга перед Россией, предками, потомками; воспитание патриотов своего Отечества и своей культуры.
- Стремление к тому, чтобы в результате изучения Пушкина у детей появилась потребность активного вмешательства в окружающую жизнь с целью создания подлинных этических и эстетических ценностей.
- Организация содержательного, способствующего духовному росту и развитию творческих способностей детей досуга.
- Выявление и поддержка одарённых детей.
                       
Есть в городе, прекраснейшем на свете,
Родник любви к поэзии святой.
Здесь много лет живут и дышат дети 
Поэта вдохновенною строкой.
Здесь Пушкин – «всё»!
Улыбки, книги, стены
Пропитаны поэзией его!
Здесь каждый понимает, как бесценно
Божественного слова волшебство.
И каждый раз
В сомненье ли, тревоге,
Как будто бы шагнув за поворот,
Замрёшь, как первоклассник на пороге:
Ведь Пушкин здесь!
Сам Пушкин здесь живёт!
          План
   1.«Наперсница волшебной старины» (няня поэта Арина Родионовна Яковлева-Матвеева);
Инсценирование отрывка из сказок А.С. Пушкина
2. «Что за прелесть эти сказки!»
Викторина по сказкам А.С. Пушкина
3. «Учитесь Пушкина читать!»
Иллюстрирование произведений А.С. Пушкина

4. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» (родословное древо А.С. Пушкина);
«Дороги жизни» (основные этапы жизни и творчества А.С. Пушкина);

Конференция для 5-6 классов
5. Праздник-конкурс юных поэтов «И пробуждается поэзия во мне…»;
Издание сборника стихов учащихся «Венок Пушкину».

6. «Мадемуазель Натали» – бал .
Ученицы 1-6 классов соревнуются в знаниях этикета пушкинской поры, иностранных языков, исторической эпохи, произведений поэта, показывают свои таланты в творческой гостиной.




72  МММЦ / Развивающее обучение / Проект урока : 24 Января 2010, 15:50:10
                                               
                                             Проект урока
Школа – МОУ Ильинская СОШ
Класс – 2
Учитель – Иванова Л.В.
Предмет – математика, автор учебника Александрова З.А.
УМК: система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова
Тема урока: «Сравнение многозначных чисел»
Цели урока:
а) образовательные: на примере частных случаев отрабатывать способы  сравнения многозначных чисел, формировать понятие «системы счисления»;
б) воспитательные: воспитывать интерес к математике, создавать условия для внутренней мотивации к учебной деятельности;
в) развивающие: развивать математические способности, развивать общеучебные умения:
рефлексивный контроль, анализ, обобщение, коммуникативные качества.
г) методологическая: продемонстрировать учителям семинара контрольно-оценочную технологию.
Задачи урока: создавать условия для сравнения многозначных чисел на основе понимания способа построения укрупнённых мерок в разных системах счисления, учить рефлексивному контролю. 
Вид урока: решение частных задач.
   Построение учебной деятельности.
1. Выход на тему урока.
2. Постановка целей и задач на урок.   Ставят дети самостоятельно
3. Мотивация.
4. Выполнение проверочной работы .

Создание ситуации успеха.
. Технология альтернативного оценивания.
Цель: продемонстрировать педагогам самостоятельность детей в оценке своих достижений.
    Выполнение предложенной работы и оценивание результатов.
   а) определение объёма работы (самостоятельно)
-- В работе 4 задания конструктивного уровня, среди них 1 задание на сравнение «сказочных чисел», второе задание на построение величины в двоичной системе счисления по формуле, где число представлено тремя разрядами.
    б) определение критериев оценки каждого задания (самостоятельно)
-- Чтоб выполнить 1-е задание, потребуются умения
1з   Умение читать «сказочные числа»   1б
   Умение сравнивать «сказочные числа»   2б
   Умение учитывать множество чисел, для которых неравенство будет верным   1б
2з   Умение читать число по формуле   1балл
   Умение строить систему мерок в троичной системе   1балл
   Умение строить величину по формуле   1балл
3з   Умение подбирать цифры по разрядам , образующие число, чтоб оно соответствовало неравенству    7баллов
   Умение учитывать при подборе чисел систему счисления   1б
4з   Умение анализировать задачу и строить схему   1б
   Умение записывать решение и подсчитывать ответ, учитывая систему счисления   2б
   ИТОГ   18 баллов

 
    в) подсчёт общего количества баллов (самостоятельно)
   г) перевод баллов в оценку   (самостоятельно)
18 баллов – «5»;         16-17 баллов – «4»;        14-15 баллов –«3»
  д) выполнение работы   (самостоятельно)
  е) взаимооценка  (самостоятельно)
  ж) подведение итогов
4 Контроль над  выполнением работы Незнайки
Разновозрастное сотрудничество ( 6 и 2 классы), групповая работа 2 класса
5. Презентация о системах счисления. (сделана ученицей 6 класса)
6. Самооценка за работу  на уроке.
7. Рефлексия
73  Проблемы образования / Инновационная деятельность педагогических колективов / Ильинская школа начала работу по внедрению ФГОС : 23 Января 2010, 12:58:57
    20 января в школе прошёл семинар   "Формирование компетентности контроля и оценки в свете ФГОС"   
Коллектив  готовился  к этому семинару целый год: искали материал, обрабатывали его, разрабатывали и проводили семинары внутри школы, пробовали применять наработанный на мастерских и семинарах опыт в деятельности. Осмысливали, рефлексировали. Помогали нам представители КОИРО Медникова Л.А. и Румянцев С.Ю. И вот решили поделиться пусть маленьким, но опытом работы. Все ведь с чего-то начинают!
  «Быть компетентным — значит знать,  когда и как действовать» (П. Вейлл).
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
В соответствии с данной концепцией, в этом году  педагоги школы  начали организацию деятельности по переходу на компетентностный подход к образованию.
Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина.
5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;
6) при необходимости разрешать  проблемы, при  разрешении конфликтов.
В журнале «Вестник образования» (2007, № 7) был опубликован проект профессионального стандарта педагогической деятельности. Стандарт разработан с позиций компетентностного подхода и представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности).
 Одна из базовых компетентностей педагога -- компетентность в педагогическом оценивании. В качестве показателей оценки этой компетентности предложены следующие:
знание функций педагогической оценки,
знание видов педагогической оценки,
знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности,
владение методами педагогического оценивания,
умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах,
умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.
Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным уровневым стандартам знаний
Специфика компетентностного обучения заставила изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы усваивались не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживались условия происхождения данного знания». При этом подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность на уроках, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Обусловлено это, прежде всего тем, что обычное школьное знание предназначено для заполнения или воспроизведения или, в лучшем случае, для получения другого знания логическим или эмпирическим путем. Вряд ли ученика можно обучить компетентности. Таким он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.
Анализ педагогической литературы позволил нам сделать вывод, что компетентность как свойство индивида существует в различных формах:
– в качестве степени умелости;
– способа личностной самореализации (привычки, способ жизнедеятельности, увлечения);
– некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности.
Природа компетентности такова, что будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием развития саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Следовательно, компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
До недавнего времени феномен компетентности связывался более всего со сферой профессионального образования. Всегда было ясно, что компетентность не тождественна «прохождению курса», а связана с некоторыми дополнительными предпосылками развития специалиста, его собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он получил. Именно в профессиональной школе, ориентированной на компетентность, зародились такие специфические методы подготовки компетентных специалистов, как задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы.
Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.
Современная дидактика рассматривает реализацию компетентностного подхода через образовательные программы. Остановимся на общих характеристиках образовательной программы, ориентированной не на предметно-знаниевую а на компетентностную модель образования:
1) Описание признаков и ожидаемого (планируемого) уровня компетентности в некоторой области;
2) Определение необходимого и достаточного набора учебных задач –
3) Использование технологий деятельностного процесса, в том числе последовательное предъявления ученикам задач-ситуаций различных типов и уровней.
4) Применение алгоритмов и эвристических схем, организующих деятельность учеников по преодолению затруднительных ситуаций.
5) Использование технологий сопровождения, консультирования и поддержки учащихся в процессе прохождения программы.
6. Формирование компетентности контроля и оценки
Как же осуществить переход от предметно-знаниевой к более целостной модели образования, где приоритет будет отдан опыту, компетентности субъектности? Этот вопрос – предмет постоянного обсуждения  на всех уровнях. Для этого, как нам кажется, не следует заменять одну модель другой, возможно существование двух парадигм – знаниево-предметной и компетентностной.
Анализ литературы показал, что возможны такие модели:
Первая: Знаниево-академическая система реализуется в начальной и основной школе, а в старшей профильной – компетентностная.
Вторая: Предполагается на первых порах переходного периода одновременное функционирования двух  вариантов образования: академического и практико-ориентированного, компетентностного.
Третья: Модель предполагает разработку переходных форм построения образования путем включения в учебный план интегрированных курсов, в которых предметные области соотносятся со сферами компетентности.
В школе идет процесс изучения данной проблемы выбора своей модели реализации компетентностного подхода. Мы склоняемся ко второй модели, которая более адаптируема к нашим условиям.
Возможны и другие варианты, но ясно лишь одно: переход на новую ступень нельзя осуществить путем «скоропостижных» административных действий. Нам  предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри школы  в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов.
Наши учителя разрабатывают:
1. Содержание каждой ключевой компетенции.
2. Анализируют ресурсы своего предмета в аспекте формирования компетентностей.
3. Разрабатывают методики преподавания.

Ищем единомышленников! Ждём отклика!
Кто может поделиться опытом!??
74  МММЦ / Развивающее обучение / [color=red]Семинар в феврале[/color] : 21 Января 2010, 23:20:28
Семинар «Формирование коммуникативной компетенции в свете новых требований к образовательному процессу.»
будет проходить на Маршала Новикова
25 февраля, в 9 часов.
Ждём встречи!
75  МММЦ / Развивающее обучение / Итоги семинара МММЦ начальная школа и МММЦ РО : 20 Января 2010, 17:21:20
 :-*Уважаемые педагоги, принявшие участие в семинаре "Формирование компетентности контроля и оценки в свете ФГОС" и заинтересовавшиеся технологией развивающего обучения, просим чаще выходить на нашу страницу сайта "Сообщество педагогов Костромского района" , приезжать на ежемесячные семинары и участвовать в конкурсах.
Предлагаю обратить на предложение организовать детский заочный клуб "Развитие творческог воображения.
 Все материалы с семинара поместить не представляется возможным, поэтому можно обратиться в РОНО к Татьяне Борисовне.
Страницы: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 11
SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2