Logo
        
  Запомнить:

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.
  Сообщения - Иванова
Страницы: 1 ... 4 5 [6] 7 8 ... 11
76  МММЦ / Развивающее обучение / Формирование самоконтроля и оценки на уроках в системе развивающего обучения : 12 Января 2010, 23:01:07
Формирование самоконтроля и оценки на уроках  в системе
развивающего обучения
Действие оценки – это и есть то действие, благодаря
которому человек оценивает свои возможности дейст-
вовать, определяет, достаточно ли у него знаний для
решения новой задачи, каких именно знаний недостает.
Г.А.Цукерман

Контроль и оценка – важнейшие
компоненты учебной деятельности в
системе развивающего обучения Д.Б.
Эльконина-В.В. Давыдова. Именно кон-
троль и оценка являются сигналом о
том, как происходит формирование дру-
гих учебных действий. Поэтому усилия
учителя должны быть направлены не на
оценку работы ученика и не на контроль
за выполнением его действий, а на ор-
ганизацию его собственных контрольно
– оценочных действий. Мы предлагаем
условия, которые необходимы для фор-
мирования рефлексивных действий:
1)выделение плана действий, в
котором четко зафиксированы со-
став и последовательность операций,
обеспечивающих правильное решение
задачи. Это условие наиболее явно про-
является при работе с гипотезами реше-
ния задач, при решении расчетных за-
дач по заданному алгоритму, при реше-
нии графических задач по заданному
алгоритму и т.д.
2) контроль для ученика должен
стать особой задачей. Это наиболее
сложный процесс, так как даже если
учитель ставит перед учеником задачу
контролировать свои действия, ученик,
стараясь выполнить это требование, еще
раз выполняет действие. Поэтому начи-
нать формирование контроля необхо-
димо с контроля за действиями другого
человека (учителя, учащихся класса,
родителя). С этой целью мы рекоменду-
ем использовать на уроках «вопросы-
ловушки», которые необходимо специ-
ально продумывать. В этих вопросах
ошибки должны быть типичными для
данного вида деятельности, требующи-
ми развертывания и использования все-
го плана действия. В этом могут помочь
задания такого плана: можно предло-
жить решить задачу заведомо с недос-
татком или излишком данных; учитель
может попросить использовать прибор,
имеющий неградуированную или нека-
либрованную шкалу; учитель может
сделать ошибку при решении расчетной
задачи в наименовании величин, в на-
писании единиц измерения, в написании
формул, в выполнении вычислений и
др.; можно изобразить несовершенную
модель и т.д.
После этого необходимо перехо-
дить к контролю ученика за действием
других учеников. Для этого, по нашему
мнению, необходимо тщательно обсуж-
дать на уроке версии по решению учеб-
ных задач, выслушивая мнения каждого
с обоснованием согласия и несогласия
по поводу высказываний с обязательной
аргументацией; создавать на уроке си-
туации контроля за решением расчет-
ных задач, когда проверяется не резуль-
тат, а ход решения задачи; попросить
при анализе ответа учащегося задать
вопрос на уточнение, на понимание и
т.д.
3)тщательная организация про-
цесса контроля. Контроль не должен
быть заключен только в проведении
традиционных контрольных, тестовых,
самостоятельных работах на проверку
результата действия, хотя и такие рабо-
ты необходимы. Контроль должен быть
тщательно продуман для каждого урока,
и результаты действий учащихся долж-
ны обсуждаться во время урока.
77  МММЦ / Развивающее обучение / Новый год! Новый год! : 30 Декабря 2009, 14:28:13
 ;)
Как хорошо, что Новый год стучится в дверь...
Новый год - это ожидание и надежда, что что-то изменится,
                        это загадывание под бой курантов сокровенных желаний,
                      это детский задор и вера в чудо,
                это соприкосновение с зарождением НОВОГО ВРЕМЕНИ во ВСЕЛЕННОЙ...
                            Пусть будет жизнь!
 А если она есть (ЖИЗНЬ!), то будет и счастье!
Будет, обязательно будет! Ведь жизнь - это и есть основание для счастья.
С Новым 2010 годом![/size][/color]
78  МММЦ / Начальные классы / Семинар в январе : 21 Декабря 2009, 22:34:08
Внимание, уважаемые педагоги начальной школы!
На базе МОУ Ильинская СОШ
20 января состоится совместный семинар
МММЦ «Начальная школа» и МММЦ «Развивающее обучение»

Тема семинара:
 «Формирование компетентности контроля и самооценки у школьника в свете ФГОС»
Ждём всех заинтересованных педагогов на семинар!

79  Проблемы образования / Интернет планерки / Отчёт МММЦ "Развивающее обучение" : 20 Декабря 2009, 21:57:57
Отчёт МММЦ "Развивающее обучение"
80  МММЦ / Развивающее обучение / Диалог, как новая фома организации учебной деятельности : 18 Декабря 2009, 22:04:50
  Диалог, как новая фома организации учебной деятельности[/color]
Важным результатом происходящих изменений в понимании учебного процесса является использование диалога в педагогической деятельности.
Важным условием создания диалога можно считать целенаправленную работу педагога с развитием сознания детей, когда учащиеся приобретают на уроке представления о чем-либо, вырабатывают навыки мышления и рефлексии. При этом, развертывая смыслодеятельность, учитель должен выступать организатором исследования, быть способным предоставить необходимую информацию, предположить различные способы анализа какой-либо ситуации. Его собственная точка зрения должна представлять собой равноправную позицию по отношению к членам группы. Только в этом случае возможно формирование личностной позиции каждого участника коллектива, в котором возникает равноправный диалог, а ученик и учитель становятся единомышленниками.

В отличие от традиционного урока, где основная педагогическая деятельность направлена на передачу норм, знаний, на уроке-диалоге происходит порождение смыслового общения между учащимся и педагогом. Поэтому деятельность, осуществляемая на таком уроке – смыслодеятельность, в корне отличается от нормативной деятельности на уроке-задании. Возьмем такое базовое действие, как погружение учеников в ситуацию. Для того, чтобы быть предельно открытым (конгруэнтным) и одновременно понимать и осознавать, что происходит с детьми (проявлять эмпатию), учитель может использовать различные приемы. Они связаны с отношением к ученику как к равноправному партнеру (“один из”), с умением его слушать (“внимательный собеседник”), с пониманием, одобрением, с такими психологическими механизмами как эмпатия и конгруэнтность.

Так, используя прием “слушать всем телом”, то есть принимая позу навстречу ученику –“глаза в глаза”, предъявляя положительно окрашенные жесты, которые говорят о его отношениях к ученику или к теме разговора, педагог тем самым выражает желание слушать, общаться, начать диалог. Поэтому эффективность этих приемов зависит не только от умения слушать ученика, но и от умения слышать его, от умения невербально показать понимание слов ребенка. При помощи приема “слышать ребенка”, который основывается на таком психологическом механизме, как идентификация, педагог стремится понять его состояние, сопереживает его чувствам, ориентируется на его цели и задачи. Используя обратную связь, он помогает ребенку раскрыть свои чувства и переживания. При этом обратная связь должна быть постоянной в ходе совместной деятельности и выражается в виде различных реакций на слова учеников. Такими реакциями могут быть простейшие нейтральные реплики, утвердительный наклон головы, выражение лица и тому подобное, которое одобряют ученика и вызывают желание продолжать смыслопорождение.

На следующем этапе разворачивания диалога, когда учитель выстраивает такое действие, как проявление смыслов учащихся, он реализует механизм эмпатии, выстраивает помогающие отношения, ориентируясь на то, что нужно быть предельно внимательным, бережливым к появившимся в общении смыслами детей. В ходе совместной деятельности более эффективна безоценочная связь, так как оценка высказываний учеников является одной из причин неэффективного слушания и приводит к возникновению “смысловых барьеров” (А.К. Болотова). Ориентируясь на эту позицию, мы выделяем ряд приемов, которые помогают учителю быть эмпатичным, выстраивать работу с рефлексивными ответами учеников, разворачивать смыслодеятельность. Здесь он осуществляет выяснение смыслов, перефразирование их сути, корректное резюмирование. Обобщая вышесказанное, назовем этот прием “проясняющий, уточняющий учитель”. С помощью этих педагогических приемов педагог, с одной стороны, фиксирует учеников на теме их диалога, ставит целью убедиться в не случайности, устойчивости интересов учеников в определении своего места в тематическом пространстве. Иногда педагог, видя оживление, вызванное каким-либо ответом, намеренно молчит, давая возможность невмешательством, с одной стороны, высказываться ученику (ученикам), а с другой стороны, прояснить значимость возникшего смысла. Назовем этот прием “невмешивающийся педагог” или “педагог, принимающий любой смысл”. Другой прием относящийся к этой группе – “фиксация проявившегося смысла в соединении с уточняющим, проясняющим вопросом”. Педагог особо фиксирует тот или иной смысл, который расходится с привычной трактовкой явления, что способствует дальнейшему развитию смыслообразования.

Вычленить смысл можно через формулирование вопроса, посредством приема “задай вопрос”. К продуктивным приемам на этом этапе можно отнести и прием “советующий учитель”. Целью этого приема является попытка разбудить, активизировать личные смыслы, создать поле выбора в поисках личного смысла, создать ощущение, что ученик сам может стать автором своего обучения.

Можно выделить прием “художественного воплощения текста” (вернее , это группа приемов, в которую входят выразительное чтение учителя, выразительное чтение учеников, инсценирование, чтение по ролям, мизансценирование и др.). Выбор приема этот продиктован следующими соображениями:
Учитель имеет возможность создавать зримую картину проявленности смыслов учеников.
На таком уроке в разных вариантах будет звучать художественный текст, без стремления к его анализу (что предполагает появление личного и коллективного проживания).

Учитель предоставляет ученикам выбор средств, с помощью которых они выразят себя в творческом акте – чтении, пересказе, инсценировании. Готовясь к уроку дома, выбирая вид работы, в этом выборе ученик проявляет свои личностные мотивы и проживает их сначала самостоятельно дома, а потом, предъявляя в классе, выходит на новый виток проживания, осмысления. Происходит дальнейшее смыслодвижение.

Учитель, прибегая к приему “создание ситуации выбора”, предлагает возможные виды работы на уроке художественного воплощения текста. Ученики имеют возможность выбрать тот вид деятельности, которая вызывает у них наибольшую симпатию и проявляет сферу их мотивов и смыслов.

Речь педагога на этом этапе имеет важное значение. И одним из приемов, используемых в школьной практике, является прием “положительно окрашенной лексики”: “Так, интересно”, “Очень интересно”, “Молодцы”. Большую роль играет и благожелательная интонация.

На этом этапе в диалоге учитель выступает на равных с учеником, предлагая свои версии, при этом он использует прием включения “равноправной лексики”: “Я хочу поделиться с вами”, “Мне пришло в голову” и так далее.

Используя специальные приемы и методы вовлечения детей в пространство совместной деятельности. При помощи открытого общения он избегает жестокого критического контроля, участвует в совместном принятии решений и сотрудничестве. Педагог существует в двух качествах: участника совместной деятельности, активного, деятельного партнера и исследователя, рефлексирующего свое педагогическое пространство. Целью для педагога при организации смыслодеятельности является изменение качества связей, совместности, качества соорганизации.

81  МММЦ / Развивающее обучение / Итоги олимпиады в РО : 18 Декабря 2009, 21:58:49
Результаты олимпиады в начальной школе
по текстам развивающего обучения.
:P
Математика   2 класс  :o
1 место – Виноградов Илья                 МОУ  Ильинская СОШ
2 место – Брагин Иван                         МОУ   Никольская  СОШ
3 место –  Тихомиров Владислав       МОУ   Никольская  СОШ
Русский язык     2 класс  :)
1 место – Закатикова Дарья               МОУ   Никольская  СОШ     
2 место – Друзьякина Маргарита        МОУ  Ильинская СОШ
3 место – Тихомиров Владислав       МОУ   Никольская  СОШ
Литература            2 класс   :-*
1 место -  Виноградов Илья                      МОУ  Ильинская СОШ
2 место - Закатикова Дарья               МОУ   Никольская  СОШ     
   Зверева Елизавета                МОУ   Никольская  СОШ     
3 место – Друзьякина Маргарита            МОУ  Ильинская СОШ
Изобразительное искусство   2 класс
2 место – Друзьякина Маргарита        МОУ  Ильинская СОШ
   -  Виноградов Илья                      МОУ  Ильинская СОШ
Литература         4 класс  8)
2 место -  Ибрагимова Арзу                                   МОУ   Никольская  СОШ
82  МММЦ / Развивающее обучение / Запрос на компетентных выпускников : 17 Декабря 2009, 19:22:09
Исследование школьников 32х стран с помощью теста PISA - 2000 было направлено на то, чтобы дать управленцам каждой страны объективные основания для принятия стратегических решений о направлениях образовательной политики. Когда были опубликованы результаты теста PISA - 2000, многие педагогические сообщества пережили шок: международные сравнения выявили болевые точки образовательной системы каждой страны и помогли сформулировать диагноз. Получив эти результаты и оправившись от шока, страны, участвовавшие в тесте PISA - 2000 и получившие нелестные для себя результаты, перешли к действиям.
Основные сведения об исследовании PISA .
Общая характеристика
Стандартизированная оценка подготовки подростков 15 лет. Материалы  разработаны совместно странами-участницами международной программы.
Проводится в 32 странах, 28 из которых являются членами ОEСD.
Ключевой целью исследования являлось получение данных для ответа на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Важно отметить, что при этом авторами исследования, безусловно, имеется в виду полноценное функционирование выпускника в современном постиндустриальном обществе, предъявляющем требования не столько к номенклатуре освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько к кругу проблем, которые он может решать (или в решении которых у него имеется определенный опыт).
Содержание
Исследование подготовки учащихся проводится по трем направлениям:
 "грамотность чтения",
"математическая грамотность" и "естественнонаучная грамотность», «компетентность в решении проблем».
Методы
Используется письменная форма контроля (тесты). На выполнение теста ученику отводится два часа (120 минут).
В тесты включены задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Выделены три уровня математической компетентности, которые являются опорой при отборе содержания проверки.
 Первый уровень включает - воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;
 второй уровень - установление связей и интеграцию материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;
третий уровень - математические размышления, требующие обобщения и интуиции.
"Естественнонаучная грамотность"
Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
"Грамотность чтения"
Грамотность чтения - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Таким образом, термин "грамотность чтения" имеет широкий смысл. Не предполагается в явном виде проверять технику чтения. Цели исследования отражают современное представление об умении "грамотно читать".  Согласно этому представлению, выпускник основной школы должен понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном.
Запрос на компетентных выпускников школ был сформулирован не педагогическим сообществом, а современным рынком труда. В сегодняшнем производстве компетентными оказываются те, кто свои знания и умения может применять в ситуациях нестандартных, недоопределенных, где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения партнеров реальных и потенциальных.
Компетентность - это такое качество знаний и умений выпускника школы, которое связано, прежде всего, с гибкостью, широтой переноса и устойчивостью к противоречию и неопределенности. Компетентность проявляется в ситуации применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались. Тесты компетентности оценивают не объем знаний, умений, навыков (ЗУНов), а то, стали ли эти ЗУНы реальными инструментами мышления и действия
83  Проблемы образования / Интернет планерки / Re: Как организовать работу с молодыми специалистами? : 17 Декабря 2009, 18:56:17
Известна такая действенная форма, как наставничество.
 Молодой специалист с первых шагов своей педагогической деятельности должен ощущать неподдельный интерес к себе, заботу со стороны коллег, администрации. Но находится один учитель, который обязательно должен увидеть в молодом коллеге будущего Макаренко! И тогда зажигается на небосводе Педагогики новая звёздочка! Кто-то должен вести за собой, помогать, интересоваться бытом, личной жизнью, советовать. защищать.
Быть рядом! Просто быть рядом!
В моей жизни наставник сыграл большую роль.
Кто знал Кексель Галину Александровну, тот поймёт, кто был рядом, когда я начинала делать первые шаги в школе!
84  Для учащихся / Наши открытия / Я пишу! : 05 Декабря 2009, 21:58:39
Сочинение ученицы 6 класса
Сулеймановой Марины
«Моя любимая школа»
Ильинская школа

Школа…
Это слово вызывает у меня много разных и интересных мыслей, эмоций.
Школа... И сразу вспоминается мои первые шаги в школьную, как раньше мне казалось, трудную  жизнь. Вспоминается   моя первая учительница Нушкалюк Эльвира Владиславовна.
Первый класс, первый учебник, первый звонок, первая парта. Все первое.  Мой первый урок я вспоминаю с трепетом, даже  сердце волнуется. Какими мы были маленькими и несмышлеными.
Но учитель всегда ведет своего ученика по верной дороге знаний. Каждый раз все новые учителя и новые знания. Я очень рада, что учусь в этой школе. Ведь я обрела  новых друзей. И очень сложно забыть все, что ты переживаешь с 1 класса. Сейчас школа принимает новых ребят, которые, так же как и я, пришли в школу первый раз в первый класс. И я думаю, что школа будет процветать с каждым днем, ведь нашей школе 20 лет! Я думаю, что мы будем учить первоклассников  нашим обычаям,  и это будет передаваться из поколения в поколение.
Так развивайся и  хорошей, моя любимая  школа!

85  Для учащихся / Наши открытия / Наши первые попытки писать : 05 Декабря 2009, 21:57:04
Сочинение ученицы 6 класса
Сухинченко Анастасии.
«Любимая школа».

Школа, лучшая жизнь проходит с тобой!
Мои первые шаги к знаниям начинались в моей любимой школе. Все самые прекрасные деньки происходили в ней.
Первый друг, первая учительница, первое домашнее задание…
Всё это было впервые!
Уже с первого звонка открывается новый учебный мир.
Увлекательный, полный открытий.
Школьная жизнь, какая ты разная! Слёзы за плохую оценку, радость за пятёрку.
Первая любимая учительница Эльвира Владиславовна, Вы всегда нас понимали и поддерживали. Мы любим Вас и сейчас!
Школа, ты раскрыла во мне таланты, показала путь к жизни.
Любимая школа! Радость моя!

Стихотворение
«Моя школа»
ученицы 6 класса
Смирновой Алины
Ты, школа моя,
Дом мой второй.
Половину жизни я
Буду с тобой!
Здесь, всё происходит,
Здесь детство уходит.
Нет, ушло…   Навсегда…
Здесь   лучшие праздники жизни моей,
Друзья здесь мои,
Нет, много друзей.
Пусть в окнах твоих не погасает свет!
И ты будешь жить ещё много лет  ! ! !
86  Для учащихся / Наши открытия / Наши первые творческие работы : 05 Декабря 2009, 21:55:38
Сочинение ученика 2 класса
Ильинская школа[/color]
Виноградова Ильи
«Моя любимая школа»
Я люблю свою школу и свой 2 класс. Каждое утро я иду в школу с друзьями. Наша школа самая красивая, ведь вокруг её много цветов, деревьев, кустов. В школе много разных классов и кабинетов. У нас есть столовая. где повара готовят нам обед и пекут пироги. мы с ребятами любим ходить в спортзал на урок физкультуры. у нас есть свой класс, там мы решаем задачи, делаем уроки, играем в игры. Мы любим устраивать праздники и чаепитие. У нас дружный класс и хороший добрый учитель.  Я очень люблю школу и свой класс.
Сочинение ученика 2 класса
Потехина Дмитрия
«Моя любимая школа»

Мне нравится школа, потому что там проводят интересные уроки. Особенно мне нравится математика. Я люблю решать задачи, чертить. В школе все учителя добрые и весёлые. Школа у нас большая и светлая. В ней много просторных классов. Наш класс самый любимый.  Все уроки мы проводим там. А ещё мне нравится школьная столовая.  Там самые вкусные блюда.
Для меня наша школа –  лучшее всех!

Сочинение ученицы 2 класса
Друзьякиной Маргариты
«Моя любимая школа»

Я учусь в Ильинской школе. Она жёлтая и кажется мне такой светлой!
В нашей школе есть много интересных вещей: в кабинете информатики много компьютеров, в нашем классе много комнатных растений, в спортивном зале много места для игры.
У меня весёлые и дружные одноклассники. наша учительница учит нас математике, русскому языку. литературе.
Мне нравится учиться в нашей школе!

Сочинение ученицы 2 класса
Киселёвой Екатерины.
«Моя любимая школа»

Наша школа большая и красивая. Я сижу за партой, а на улице идёт дождь и дует ветер. А нам так тепло и уютно в классе. Мне нравится учиться. У нас добрые учителя. Мы знаем, что скоро у нашей школы юбилей – 20 лет.
 Пусть моя школа будет ещё краше!
87  Для учащихся / Наши открытия / Наши стихи о школе. Наши первые стихи : 05 Декабря 2009, 21:53:55
Стихотворение
Моя любимая школа
Солодова Наташа
Хороших школ на свете очень много,
Но мне родней и ближе лишь одна.
Ведёт  к ней каждый день дорога!
Встречает всякий раз тепло меня  она!
Здесь к знаниям открыты двери мне,
Всё детство остается в этой школе
Друзья живут со мною в этом доме
Учитель первый и любимый здесь.
Здесь прозвенел и первый мой звонок,
И  книжка первая  открылась
И с радостью бегу я на урок
Учиться хорошо всегда стремилась..
Школа ты мой родимый дом.
Дом где знания я получаю.
Память о котором сбережём
Оставим след по жизни в своём сердце.

Сочинение ученика 6 класса
Жданова Ивана
Школа – это наш дом второй!
Здесь учитель и директор дорогой!
И детей пчелиный рой
Улететь из школы не спешит домой.
В школе мы пишем и читаем,
Задачки на математике решаем,
А ещё порой на улице играем,
В общем, никогда  мы не скучаем.
Безусловно, школа – это рай!
С первого класса всё изучай!
Умным и добрым вырастай,
Высоты знаний смело покоряй!

88  Для учащихся / Наши открытия / Мы любим свою школу и пишем о ней! : 05 Декабря 2009, 21:51:17
 ;)
Сочинение ученицы 6 класса
Курицыной Ксении
«Школьные годы чудесные»
За окном дождь, весь день он барабанит по крышам.  Его слезами размыты яркие краски осени, и вся земля кажется грустной и унылой. Но в классах дружеская атмосфера согревает ребячьи души теплом и уютом. Казалось бы, школа – целый мир, в котором каждый ученик – личность, индивидуальность, а в тоже время мир учеников – это единый, сплоченный коллектив, в котором ни одно звено не выпадает из единой цепи развития. В школе всю энергию свою и теплоту отдают ребятам дорогие учителя .
                                                                   «Если б                   не                                                   было                      учителя,
                                                                       То и не было б,                  наверное,
                                                                     Ни поэта, ни мыслителя,
                                                                              Ни Шекспира, ни Коперника»
Казалось бы, ни что не сможет разрушить эту идиллию, но вот звенит заливистый школьный звонок и все ребята высыпали из классов – началась веселая перемена. Сидоров подставил подножку Петрову, а Иванов подрался с одноклассниками и дернул за косичку Смирнову – много шалостей творится на переменах. Но вдруг ребята притихли – это широкой поступью проходит по коридору наш директор – самый главный человек в школе.
Именно школа помогает  нам выбрать  собственную дорогу жизни, определиться с призванием. И чем старше ты становишься, тем больше ты это осознаешь.
Дорогая школа,  пусть все выпускники, уходя из школы, с гордостью носят по жизни звание ученика Ильинской средней школы!
89  Проблемы образования / Инновационная деятельность педагогических колективов / Разновозрастное сотрудничество в Ильинской школе : 05 Декабря 2009, 21:41:44
«Выстраивание разновозрастного  сотрудничества через учебное сообщество»Учебная самостоятельность старшеклассника существенно зависит от опыта учебного сотрудничества, в которых   ученики развивают коммуникативные качества, от  процесса  поиска и обретения личностных смыслов в ходе обучения.  Это  проходит в несколько этапов:
         - личностное творчество обучаемого по отношению к образовательным объектам .
         - самосознание личного опыта, знаний и ценностных отношений ученика, обнаружившихся в процессе познания образовательных объектов и общекультурных сведений о них ;
         - позиция и соответствующая деятельность по отношению к фундаментальным достижениям человечества, связанным с изучаемыми объектами (отношение к общекультурным знаниям и социальному опыту).
         Это элементы образовательной деятельности, в процессе которой ученик преодолевает отчуждение от содержания образования, выделяет в нём личностно значимую основу, развивает личностные качества, которые в «Стратегии модернизации содержания общего образования» и называют «образовательными компетенциями».
         «Образовательные компетенции» предполагают, что обучающийся не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.
В 2008 году в Ильинской школе открыт эксперимент  «Организация образовательного процесса на переходе от младшего школьного к подростковому возрасту (5-6класс) в системе Эльконина- Давыдова в условиях сельской школы».
1. Обоснование необходимости разновозрастного сотрудничества учащихся 5 класса с подростками – учащимися 7-8 классов
В настоящее время на переходе из начальной в основную школу (5-6 классы) возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, детей необходимо  заблаговременно подготовить к новым требованиям основной школы. С другой стороны, эта подготовка не должна осуществляться в тех формах, которые практикуются в нынешней основной школе. Как разрешить это противоречие? Мы считаем, что на переходе от начальной к основной ступени образования необходимо построить новые формы образования, органически сочетающие черты начального и основного образования, но качественно отличные и от тех, и от других.
Фактически перед учителями, работающими с 5-6 классами, стоят три основные педагогические задачи:
– развернуть содержание учебных дисциплин через анализ и опробование основных способов действия, построенных в начальной школе в таких учебных предметах, как русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, математика, окружающий мир
–обеспечить адаптацию и развитие основных способов и форм организации учебного процесса в начальной школе применительно к переходному периоду от начальной школы к основной
– организовать поиск новых форм организации учебного процесса и взаимодействия, которые позволят решать учебные задачи на следующем (подростковом) этапе образования (7-9 классы).   
            Новыми  формами организации учебного процесса являются – учебное сообщество и разновозрастное сотрудничество.
     Для того чтобы построить учебное сообщество, учителю надо решить три педагогических задачи. Первая: выстроить понятийное содержание урока таким образом, чтобы дети увидели противоречие между известным способом действия и новой ситуацией.
 Вторая задача педагога: инициировать и поддерживать детские догадки о том, как надо действовать в новой ситуации независимо от того, правильны ли эти догадки.
 Третья задача: создать для каждого ребенка возможность эмоционально включиться в общий поиск, не только заметить, но пережить интеллектуальную трудность и ее преодоление.

Местом рождения учебного сообщества является первый класс. Если учитель откладывает задачу организации учебного сотрудничества хотя бы на год, то его трудности удваиваются: ему приходится не только учить детей сотрудничеству, но и переучивать, преодолевать стереотипы фронтального обучения. Труднее всего бывает преодолеть следующие учебные привычки и установки ребенка. (1) С учебной работой все должны справляться в одиночку. Добровольная (несанкционированная учителем) помощь однокласснику называется подсказкой и списыванием, за нее нас осуждают. (2) Мысли одноклассников могут быть и гениальными, и глупыми. Без разрешения учителя их нельзя ни оспорить, ни использовать. (3) Учитель всегда прав, его мысли надо понимать, запоминать и применять. Не соглашаться с учителем, делать по-своему, неприлично. (4) Задавать вопросы можно тогда, когда учитель скажет: «Какие есть вопросы?» (5) Правильные ответы учеников учитель хвалит, неправильные исправляет. Мне не надо беспокоиться об ошибках других детей. Главное - самому не делать ошибок.
          Какие педагогические задачи призвано решать учебное сообщество?  Во-первых, обеспечить каждому ребенку ту эмоциональную поддержку, которая необходима  любому человеку, а особенно первокласснику для того, чтобы взяться за рискованное дело: пробовать что-то новое,  высказывать свои мысли о чем-то неизвестном.
Во-вторых,  сотрудничество  является тем источником мотивации, которая необходима значительному количеству учащихся  для того, чтобы включиться в учебный процесс и не выпадать из него.
В-третьих, учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество - это та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия и становятся понятными полупонятные мысли.
 В-четвертых, социальные навыки, социально-психологические компетенции, коммуникация неизбежно становятся таким же важным содержанием обучения как умения и навыки чтения, письма, счета и пр. традиционные составляющие содержания начального обучения. При организации сотрудничества   социальные навыки органично присутствуют на каждом уроке, не выделяются в особый учебный предмет и не требуют отдельных уроков.  В-пятых,  сотрудничество в группе  является источником развития децентрации - уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере.
         В учебном сообществе у ребенка складываются противоположные установки:
•        Нет ошибок, есть лишь догадки (гипотезы), которые подтверждаются (полностью или частично) или не подтверждаются. Высказывать гипотезы почетно.
•        Мое мнение важно, интересно и учителю, и одноклассникам. Но его (мнение) желательно обосновывать.
•        Все, что высказывается на уроке, адресовано мне лично. От меня ждут немедленного ответа (хотя бы согласия или несогласия).
•        По реакции учителя я редко могу понять, правильна ли высказанная мысль. Понять это помогают одноклассники.
•        То, что предлагает учитель, не всегда правильно. Иногда учитель приглашает меня поспорить с ним. А иногда учитель, как и каждый нормальный человек, может ошибиться, и ему надо помочь.

•        Помогать одноклассникам и учителю и ждать от них помощи – нормально.
Усилия учителя, направленные на организацию учебного сотрудничества в классе, вознаграждаются сторицей, когда появляются первые зримые результаты: высвобождание и развитие детской учебной и познавательной инициативы. Детская инициатива, поисковая активность учеников, направленная на "изобретение" самостоятельное открытие средств и способов решения задач, - одна из высших ценностей учебной деятельности. Бережно поддерживать и выращивать поисковую активность - цель любого учителя, стремящегося сформировать у школьников умение учиться самостоятельно, без его (учителя) постоянной помощи и побуждения.
При всем разнообразии педагогических стилей, работе мастеров организации учебной деятельности класса как учебного сообщества присуща одна общая черта. Мастера умеют удерживать детей в рамках задачи, предоставляя им при этом максимум свободы в поиске и опробовании самых невероятных, непредвиденных путей к решению. Мастер организации совместной учебной деятельности строит урок парадоксально. С одной стороны, учитель тщательно планирует каждый шаг урока. С другой стороны, он гибко реагирует на любое (не важно, удобное или неудобное) детское мнение, догадку, вопрос, предположение, возникающее по ходу решения. Удерживая общее направление движения, учитель готов следовать к цели по той индивидуальной траектории, которая выстраивается в каждом классе по-разному.
4–6-й классы, то есть 10–12-летний возраст, пограничный между детством и отрочеством, – вот пространство и время педагогических действий по организации постепенного, плавного перехода от начальной к основной ступени образования. Такой длинный переходный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из которых связан со спецификой переходного периода (возрастной кризис), а другой – с ошибками в организации обучения (условно-педагогический кризис). Один из них провоцирует противоречия этого этапа развития ребенка "изнутри", а другой "извне".
Чтобы научиться учить себя, то есть овладеть деятельностью ученья, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому ("пробую учить других") или к самому себе ("учу себя сам"). Разновозрастное учебное сотрудничество может стать одной из существенных характеристик природосообразной школы. Роль "младшего учителя"  соответствует реальному положению подросткового возраста между детством и взрослостью.
            Дадим характеристику такой формы организации обучения, как разновозрастное сотрудничество.
В истории европейской педагогики тенденция к взаимному обучению детей в процессе обучения прослеживается почти непрерывно от ранней античности до наших дней. При этом неизменно обнаруживалась обучающая мощь детского сотрудничества в процессе обучения.  Строгая доказательность психологического анализа позволила, придать механизмам детского сотрудничества статус законов психического развития, доказав, что общение и сотрудничество со сверстниками является столь же необходимым фактором психического развития ребенка, как и сотрудническтво со взрослыми.
 Главный вывод психологов, изучавших механизмы и эффекты взаимообучения таков: эта форма организации детского сотрудничества положительно влияет на академическую успешность школьников, воздействуя прежде всего на эмоционально - мотивационные компоненты учения. У школьников, работающих в позиции учителя, растет самоуважение, появляется более содержательное отношение к учительскому труду и самому процессу обучения. Дети, которых учат другие дети, высоко ценят то, что получают больше индивидуального внимания и общения со сверстниками .
Что касается подростков, особенно младших подростков (10-12-летних детей), то для них опыт работы в позиции учителя младших школьников может стать своего рода возрастной инициацией, резко повышающей их учебную самостоятельность и ответственность. Наши эксперименты по организации разновозрастного сотрудничества младших подростков показали, что в мотивационном отношении их работа в позиции учителя выгодно отличается от их же работы в позиции ученика. Работа в позиции учителя в принципе доступна всем ученикам 4 - 5 классов вне зависимости от их учебной успеваемости, общего развития и индивидуальных особенностей, но неэлементарна для них, лежит в зоне их ближайшего развития, ибо требует понимания и учета интеллектуальной позиции партнера - ученика. Ситуация взаимообучения способствует развитию у маленьких учителей способности понимать и учитывать позицию другого человека, но это не происходит само собой, а требует специальных усилий взрослого учителя, который должен обеспечитьь своих юных коллег средствами понимания особой точки зрения и интеллектуальных трудностей другого ученика (Цукерман, 1993).

Второй фактор, который может исказить и даже разрушить все достоинства взаимообучения — это стиль детских взаимоотношений. Ни для кого не секрет, что дети могут быть не менее грубы и жестоки в отношениях друг с другом, чем взрослые. Когда «учитель» самоутверждается за счет ученика, высмеивая и выпячивая его ошибки, ситуация обучения неминуемо разрушается и перерастает в межличностный конфликт. Иными словами, маленьких «учителей» надо специально учить не только пониманию иной интеллектуальной позиции, но и социальным навыкам неранящего взаимодействия.
Последняя задача гораздо сложнее первой, так как слишком часто вступает в противоречие с системой взаимоотношений, принятой в семье и внешкольном социальном окружении ребенка. Дело в том, что дети из разных социальных слоев по-разному интерпретируют любое оценочное суждение, в том числе и оценочное суждение сверстника. Дети из социально благополучных семей обычно воспринимают оценочное суждение как обратную связь для дальнейшего взаимодействия. Дети из социально неблагополучных семей склонны воспринимать любое содержательное замечание как наказание, и если за взрослым учителем они признают право наказывать, то за сверстником такого права они не признают.
В истории европейской педагогики тенденция к взаимному обучению детей в процессе обучения прослеживается почти непрерывно от ранней античности до наших дней. При этом неизменно обнаруживалась обучающая мощь детского сотрудничества в процессе обучения.  Строгая доказательность психологического анализа позволила, придать механизмам детского сотрудничества статус законов психического развития, доказав, что общение и сотрудничество со сверстниками является столь же необходимым фактором психического развития ребенка, как и сотрудническтво со взрослыми.
 Главный вывод психологов, изучавших механизмы и эффекты взаимообучения таков: эта форма отрганизации детского сотрудничества положительно влияет на академическую успешность школьников, воздействуя прежде всего на эмоционально - мотивационные компоненты учения. У школьников, работающих в позиции учителя, растет самоуважение, появляется более содержательное отношение к учительскому труду и самому процессу обучения. Дети, которых учат другие дети, высоко ценят то, что получают больше индивидуального внимания и общения со сверстниками .
Разновозрастной урок проводим один раз в неделю по одному из учебных предметов. Между учителями начальной школы и учителями  5-го класса происходит согласование учебных программ и синхронизация календарно-тематического планирования. Проведению разновозрастного урока предшествует серьезная подготовительная работа пятиклассников.  Во время подготовки  обсуждаем  сценарий, готовим необходимый материал и средства. Возможные  следующие типы  разновозрастных уроков:
уроки целью которых является организация контроля и оценки (урок-диктант, урок-списывание, урок-проверочная работа по математике, урок-зачет и т.п.). Тексты работ, критерии оценки, заготовки оценочных листов и т.п. готовят  пятиклассники. При подготовке к таким урокам проговариваем, чтобы урок не превращался в экзаменационную ситуацию. В ходе подобных уроков необходимо добиться того, чтобы "учителя" и ученики обменивались мыслями, сомнениями, размышляя сообща, а для этого младшие ученики должны попасть в зону трудностей, неуверенности, незнания, которые специально готовятся пятиклассниками.
Уроки, на которых происходит конкретизация открытого младшими детьми способа действий. На таких уроках нужна проблемная ситуация, поиск путей и способов решения поставленных задач. Пятиклассники к таким урокам придумывают учебные задания, готовят средства, с помощью которых можно будет организовать с младшими детьми поиск решения задачи, придумывают серию вопросов, позволяющих видеть продвижение и понимание материала младшими.
Уроки-практикумы, на которых проводятся совместные практические, лабораторные, экспериментальные работы. Пятиклассники готовят все необходимое для проведения занятий и продумывают и описывают порядок проведения опыта, эксперимента.
Уроки-конференции, демонстрации, на которых происходит предъявление результатов учебной или какой-либо другой деятельности). Пятиклассники помогают младшим подготовить весь материал к уроку и разрабатывают сценарий его проведения.
2 этап. Проведение разновозрастного урока.
Урок проходит в двух помещениях: часть учащихся начальной школы переходит в кабинет 5  класса, а часть пятиклассников – в кабинет начальной школы. Вся работа на уроке проводится парах или в тройках. Главное условие создания пары - учебная успеваемость: очень слабым "учителям" нельзя давать самых слабых или самых сильных учеников, а самым сильным ученикам необходимо подбирать "учителей" посильнее. Для небольшой группы детей  (сверхтревожные,  сверхкапризные, упрямцы и т.д.) требуется также учет их личностных особенностей. В тех случаях, когда "учителей" меньше, чем учеников, наиболее сильные младшие подростки могут заниматься с двумя малышами.
Итак, к началу урока за каждой партой должен сидеть "учитель" и его ученик (или два ученика). "Учителя" должны еще до урока твердо знать, чему и как они должны учить доверенных им детей. Сразу после короткого инструктажа взрослого учителя, разъясняющего старшим и младшим их задачи и временной регламент для каждого вида работ,  "учителя" сразу приступают  к исполнению своих педагогических обязанностей.
Далее за каждой партой развертывается микро-урок того типа, который готовился "учителями" на уроке-подготовке.
В большинстве случаев дети работают от звонка до звонка, не обращаясь за помощью к взрослому учителю.
3 этап - подведение итогов разновозрастного урока.
Маленькие ученики могут написать (и нарисовать) своим маленьким учителям открытку со своими впечатлениями от работы. Маленькие учителя могут написать для взрослого учителя начальной школы развернутый отзыв о том, что ребенок знает и умеет и рекомендации, указывающие, в какой дополнительной помощи этот ребенок нуждается. Возможны и другие формы подведения итогов разновозрастной работы, например:
- ответы на вопросы «анкеты для начинающих педагогов», специально заготовленной взрослым учителем,
- создание собственного сборника трудных педагогических ситуаций для книги «Практикум начинающего педагога»,
- проведение до и после разновозрастного урока проверочной работы для младших подростков, которая покажет им самим и их учителю, как изменилось понимание понятия в результате его преподавания.


90  Проблемы образования / Инновационная деятельность педагогических колективов / Экперимент в Ильинской школе : 05 Декабря 2009, 21:28:10
В 2008 году  в Ильинской школе Костромского района закончился эксперимент по апробированию  учебных  комплектов  и технологии Эльконина-Давыдова.
И, согласно письму Министерства Образования РФ от 21 мая 2004 года. №14-51-140\13
«Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную»
открыт Муниципальный эксперимент «Организация образовательного процесса на переходе то младшего школьного к подростковому возрасту(5-6 класс) в системе Эльконина-Давыдова в условиях сельской школы»
В настоящее время на переходе из начальной в основную школу возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, детей заблаговременно необходимо подготовить к новым требованиям основной школы. С другой стороны, эта подготовка не должна осуществляться в тех формах, которые практикуются в нынешней основной школе. Как разрешить это противоречие? Мы считаем, что на переходе от  начальной к основной ступени образования необходимо построить новые формы образования, органически сочетающие черты начального образования, НО качественно отличные от тех, и от других.
Фактически перед учителями, работающими с 5-6 классами, стоит задача : поиск новых форм организации взаимодействия учебного и воспитательного процессов.
Согласно рекомендациям Минобразования РФ один из предметов учебного плана в период адаптации 5 класса должен вести  учитель начальных классов, и классное руководство остаётся за учителем начальной школы. В школе начат эксперимент по выстраиванию разновозрастного сотрудничества 1 и 5 классов, как единого коллектива. Нашему эксперименту уже «второй» год.
Нынче я  являюсь куратором 2 и 6 класса, преподаю в 5 и 6 классах литературу и учу 2 класс.
Интересен опыт организации совместных уроков 6 и 2 классов. Не менее нова и интересна организация воспитательной работы в нашем сообществе.
Первый опыт работы с малышами шестиклассники приобрели, будучи ещё в 4 классе, когда помогали мне планировать и проводить занятия с будущими первоклассниками в «Малышкиной школе». Требовался  учительский такт, чтобы, не ограничивая инициативу и большое желание заниматься с любознательными Почемучками, дать понять их «маленьким учителям», что есть Программа, предполагающая не просто набор интересных заданий, а планомерная  система  работы по развитию дошкольников.
Когда мои надёжные помощники осознали это, то мне стало легче планировать вместе с ними и воспитательную работу. Ещё в августе мы создали модель ученика начальной школы, и стало ясно, какие качества личности необходимо развивать у наших первоклассников.
Начались общие сборы-планёрки, совместные классные часы, подготовки к мероприятиям.
Нам помогает строить работу проектный метод, позволяющий определить тему, поставить цели, наметить задачи, распланировать дело и распределить обязанности. Всем этим на конец года владели  уже и наши первоклассники. Но поначалу мы встретили трудности и непонимание со стороны родителей малышей, ведь они думали, что придут на праздник, как в детском садике, полностью готовом и отрепетированном. Оказалось, что надо приложить усилия: найти материал, обработать его, взять ответственность за определённый участок дела, быть инициативным, творчески подойти к исполнению своего участка работы. И из вклада каждого получается общее: праздник, поход, защита плаката, концерт, огонёк, диспут, костёр, пресс-конференция, тимуровская работа.   Многим  разным  формам работы мы научились.
   Шестиклассники ощущают себя взрослыми, ответственными, наставниками; нежно и трепетно опекают своих подопечных, но бывают и по-взрослому требовательны и строги.
Второклассники с утра ждут прихода вожатых, чтобы рассказать о достижениях, попросить помощь, поделиться своими детскими секретами. Они уважают шестиклассников и защищены ими в школе. В свою очередь, подражая своим старшим друзьям, пытаются шефствовать над нынешними первоклассниками.
Чтобы научить жить и работать в разновозрастном коллективе, иметь понятие о социальных ролях, владеть способами выхода из конфликтных ситуаций мы организовали мастерскую «Факел». Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют работу 6 и 2 классов в нужное русло. Дети учатся осуществлять выбор пути исследования, выбор средств достижения цели, выбор темпа работы, выбор формы предъявления результата.
Повышается уровень организаторских способностей детей: второклассники пробуют проводить заседания клубов по интересам, а шестиклассники   -  общешкольные мероприятия.
Анкетирование показало, что и во 2  и в 6 классах повысился уровень активности, интереса, мотивации, самостоятельности и ответственности, как в учебной деятельности, так и в отношении к внеклассным делам.    

   Успешное развитие ученического коллектива невозможно без квалифицированного участия всего педагогического коллектива. Замысел проекта «Классный руководитель – лидер команды педагогов класса» вырос из понимания того, что воспитательные влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, могут вступать в противоречия.
Я, как куратор 2 и 6 классов координирую работу творческой группы педагогов, работающих во 2 и 6 классах и осваивающих технологию развивающего обучения.
   Наш союз.

   Второклассник несмышленый
Шестиклассник – умудрённый.
Союз мы крепкий вместе,
Не стоит развитие на месте.
Второклассников мы любим,
Помогать учиться будем.
Уроки проводим вместе,
Нет уроков интересней!
Мы вместе, как одна большая семья,
Ещё нам помогают учителя.
В мир науки нас классная мама ведёт,
С ней мы дружно шагаем вперёд и вперёд!

   
Страницы: 1 ... 4 5 [6] 7 8 ... 11
SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2