Logo
        
  Запомнить:

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.
  Сообщения - Чочишвили Елена
Страницы: 1 2 [3]
31  МММЦ / Школьная библиотека / Приказ об областном конкурсе школьных библиотек : 24 Марта 2009, 10:18:26
Konkurs
32  Разное / Поздравления / Поздравление с 23 февраля : 22 Февраля 2009, 18:27:29
Уважаемые коллеги-мужчины!
Любые преграды вам не помеха,
Вы честью умеете своей дорожить!
Желаем во всём добиваться успеха,
Не знать поражений
И счастливо жить!
Поздравляем с праздником!
От всех коллег-женщин - учителя Караваевской школы.
33  МММЦ / Школьная библиотека / Объявление : 22 Февраля 2009, 18:18:53
В дание времена библиотекарями были только мужчины. Со временем они переложили столь благородный труд на наши женские плечи. Возможно это связано с тем. что им пришлось взять на себя более опасную обязанность -защищать свою Родину! Поздравляю ваших близких мужчин с праздником и жду всех на семинаре  "Имидж школьного библиотекаря" в Караваевской школе 24 февраля в 10.00 ч.
34  МММЦ / Школьная библиотека / Re: Школьные библиотеки будут интеллектуальными центрами : 22 Февраля 2009, 18:08:32
 Мне посчастливилось присутствовать на этом съезде в качестве делегата от Костромской области. Хотелось бы. чтобы кто-то из компьютерных гениев помог нам в освоении программы "1С: Школьная библиотека". Самим нам её не освоить. SOS.
35  МММЦ / Школьная библиотека / Объявление о семинаре : 22 Января 2009, 10:21:00
28 января на базе научной библиотеки Костромского государственного университета состоится семинар-совещание школьных библиотекарей Костромской области  "Актуальные возможности развития школьных библиотек Костромской области"
Убедительная просьба всем присутствовать.
Регистрация с 9.00 до 10.00 часов.
36  МММЦ / Школьная библиотека / Поздравление с Новым Годом : 29 Декабря 2008, 12:15:42
Зимний праздник на подходе,
Старый год от нас уходит,
В дверь стучится Новый год.
Пусть с метелью и порошею
Принесет он все хорошее:
Детям - радость, как и прежде,
Взрослым - счастье и надежды.
Пусть новогодний Дед Мороз
Подарит счастья целый воз,
Здоровья крепкого в придачу,
Во всем задуманном удачу,
Мира, дружбы, шуток, ласки,
Чтобы жизнь была, как в сказке!
 
Поздравляю всех с годом Быка!

37  МММЦ / Химия / Химики шутят : 16 Декабря 2008, 11:09:59
Строение атома и Периодический закон
1.
Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг
... - наш лучший друг.
Если в атом он попал -
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра.

2.
Очень положительный,
С массою внушительной.
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его - нейтрон.
Догадались? Он - ...!

3.
Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион.
А я нейтральный и зовусь ...!

4.
По-античному наивно,
Откровенно простовато
Совершенно "неделимым"
Называли греки атом.
Но теперь твердит наука:
Атом - непростая штука
И устроен он хитро.
В центре - плотное ядро,
А вокруг, как роем мошки,
Пляшут электроны-крошки…
В электронных облаках,
Как кораблик на волнах,
Плыть стремится каждый атом
По своим координатам
В Менделеевской таблице.
Дочитаем всю страницу…
Имена координат
Даст отгадка двух шарад.
I.
Три буквы плода треугольного,
Две буквы от стола, от школьного,
"П" между этими фрагментами…
Все вместе - столбик с элементами!
II.
Птичий мех, но не пух, и без букв последних двух,
Плюс раствор для смазки ссадин, что сажают дети за день;
Вместе - ряд горизонтальный получаем моментально.

ЗАГАДКИ ПРО ВЕЩЕСТВА
Я не горюю, а горю,
И воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град -
Я напоить природу рад.
...
Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите - нате!
Я всесильный окислитель
(Если только дров дадите).
...
Гулять в грозу - какой резон?
Подышим воздухом, дружище.
В природе словно стало чище,
Повсюду в воздухе ...
А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю.
...
Вы со мною уже встречались -
Я космический скиталец,
Элементов прародитель
И отважный предводитель.
Я любитель кислорода,
Вместе с ним даю я воду.
...
Загадки про индикаторы
Смущает меня щелочная среда;
Краснею... Но если вокруг кислота,
И если в воде растворен я один,
Не видно меня. Я - ...

Ах, что же я поделаю с собой -
Ведь в щелочи я сине-голубой.
А в кислоте быть синим я не смею:
Я - ..., и в кислотах я краснею.

Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розов.
Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон.
...
Загадки про соли
В огне я воду испаряю,
В воде я камнем застываю;
Врачу и скульптору я брат.
Но чей, скажите, я сульфат?
...

Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым…
Исчезаю. Был я ...
...

Я, конечно, очень нужен.
Без меня не сваришь ужин,
Не засолишь огурца,
Не заправишь холодца.
Но не только лишь в еде -
Я живу в морской воде.
Если льет слеза из глаза,
Вкус припомнишь мой ты сразу.
Кто догадлив, говорит:

Это - ...
Загадки про металлы
Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я - металлов царь.
...

От дождя я не ржавею,
Не ломаюсь, не темнею.
Как алмаз в бою крепка,
Как лозиночка, гибка.
Если крепко закалюсь -
Никогда не отступлюсь.
Буду дерево пилить,
Резать ткань, металл сверлить,
Научусь всему свободно!
Все могу, на все пригодна -
На педаль и на пищаль,
На скрижаль и на медаль.
Такова моя мораль!
Дальше - мой автограф: ...

Он идет на сковородки
Да узорные решетки,
Он совсем-совсем неловок,
Невоспитан и нековок…
Он ломается, как лед
И тяжел, как бегемот.
Но не врун и не болтун
Работяга наш - ...


Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя мое - ...

Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока -
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем:
Зовусь я ...
Загадки про элементы VA-группы
Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат.
...

Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня - и под водой
Оксид мой станет кислотой.
...

У меня дурная слава:
Я - известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит.
...
Загадки про соединения серы
Когда пирит в печи горит,
То в горле от меня першит.
А мой гидрат планете всей
Грозит кислотностью дождей.
...

Я всюду есть - но понемножку.
Черню серебряную ложку;
Когда испорчено яйцо,
Я тоже сразу налицо,
Я отбиваю аппетит
И очень сильно ядовит.
...

Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой...
Когда сама я растворяюсь
В воде, то сильно нагреваюсь.
...
Загадки про углерод и кремний
Горю я синим пламенем,
Угаром угрожаю.
Когда совсем сгораю я,
Из печки улетаю.
...

Обычно белый, как мука,
От иода я синею.
Но как боюсь я кипятка!
В нем сразу стану… клеем.
...

Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня дает огонь в печи
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох,
Чтоб я на свет явиться мог.
Я в газированной воде,
Я в хлебе, в соде; я везде.
...

Хотя я - соль, но под водой
Вас удивлю своей средой.
Посуду мыть, стирать белье
Могу (и это - не вранье)!
Есть у меня сестра. Она
Изжогу вылечить должна.
Кто знает свойств моих природу,
Ответит сразу, кто я: ...

Если спросите - откуда эта греческая ваза,
И кирпич, и черепица, и кувшин для молока,
Я скажу вам: из оврага; я поведаю вам сразу,
Это всё из красной глины, что считают просто грязью,
Всё - от вазы из музея до цветочного горшка.
Добавляя щедро воду, долго месят эту глину;
Лепят разные вещицы (глина мягче пластилина),
Обжигают, чтобы сделать ее "каменной",
И из глины получается ...

Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло
И зовут меня ...

В горах далеких Шао Линь
Копали глину - каолин.
Из этой глины с давних пор
В Китае делали ...

Я - серый порошок,
Пока мой дом - мешок.
Воды напьюсь, и в этот же момент
Я затвердею сразу. Я - ...
Загадки про оксиды азота
В печи однажды прокалят
Аммония нитрат.
Теперь я газ. Прощай, нитрат!
Признаться, я не рад…
Но ни людей, ни печь я в этом не виню;
Наоборот, развеселю и даже… опьяню!
...

Найди меня. Я газ. Я прост.
Я рыжий, словно лисий хвост.
Я образуюсь из нитрата,
А в воздухе - из газа-брата.
А если встречусь я с водой,
То стану сильной кислотой.
...

Я никто. Меня не сыщешь:
Я невидимый, дружище.
Электрический разряд -
Мой родитель, друг и брат.
Когда я в воздух выделяюсь,
То постепенно окисляюсь.

Химики шутят
Ответы загадок
Строение атома и Периодический закон
1. электрон, 2. протон, 3. нейтрон.
4. координаты атома в Периодической системе - группа и период
Загадки про вещества
водород, кислород, озон, вода, водород
Загадки про индикаторы
фенолфталеин, лакмус, метилоранж
Загадки про соли
сульфат кальция - гипс; мел(ом); (натрия хлорид)
Загадки про металлы
золото, сталь, чугун, медь, алюмини(ем)
Загадки про элементы VA-группы
азот, фосфор, мышьяк
Загадки про соединения серы
диоксид серы (сернистый газ), сероводород, серная кислота
Загадки про углерод и кремний
монооксид углерода (угарный газ), крахмал, диоксид углерода (углекислый газ), карбонат натрия (сода), керамика, стекло, фарфор, цемент
Загадки про оксиды азота
оксид диазота N2O ("веселящий газ"); диоксид азота NO2 (бурый газ); монооксид азота NO
38  МММЦ / Биология / Биологические загадки : 16 Декабря 2008, 10:51:55
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ
(И. Агеева)
 
В первом отдыхают,
Пиво попивают.
Ветка толстая - второе,
Может быть совсем сухое.
Вместе всё - он зверь лесной,
Просыпается весной,
Он в норе своей живёт,
Ест он все, что лишь найдёт.
Ловко землю он копает,
А, уставши, засыпает.
Спать без отдыха весь день
Зверю этому не лень.
(Бар + Сук = Барсук)
Первое можете в море искать,
Но за него вам нельзя заплывать.
А на втором раньше землю пахали -
Трактора встарь люди даже не знали.
Целое - это животное тоже,
Очень оно на второе похоже.
(Буй + Вол = Буйвол)
Называем так домишко,
Хлам где всякий и дровишки.
Буквам место изменить -
Будет рыбка в море плыть.
(Сарай - сайра)
Первый в бутылку легко залезает,
Тщательно стенки её отмывает.
А за вторым на рыбалку идём,
Клюнет когда на крючок он, мы ждём.
(Ёрш)
Первый рисует фигуры на льду,
А вот второго в конюшню веду.
Третий на крыше два ската скрепляет,
В море четвёртый живёт-поживает.
Пятый приветливо машет крылом,
Небо над лугом его синий дом.
(Конёк)
Первый - большая хищная птица,
Что над погибшим животным кружится.
Длинная часть у гитары - второй,
Крепко сжимается левой рукой.
На документах секретных есть третий.
Что же за слово? Подумайте, дети.
(Гриф)
С «Б» - он в атаку солдат поднимает,
В дальней Австралии с «В» обитает.
(Комбат - вомбат)
С буквой «Р» - помощник-автомат,
Труд любой он облегчить вам рад.
С буквой «Х» - его имеет слон,
Знаменит длиной своею он.
 (Робот - хобот)
С первой «С» - огромная я птица,
Что летать не может научиться.
С первой «Ш» - меня должны все знать:
Вальсов много ведь сумел я написать.
 (Страус - Штраус)
C «Г» - я хищник полосатый,
Вашим кошкам брат, ребята.
А без «Г» - я учрежденье,
Всё в мишенях помещенье.
(Тигр - тир)
С «Л» - на севере живёт,
Быстро нарты он везёт.
С «С» - бывает после лета,
Время года, дети, это.
(Олень - осень)
 
ВЕРНИТЕ ЗВЕРЕЙ В СЛОВА
 
Пользуясь подсказками, отгадайте сами слова и названия тех зверей,  которые из них «убежали».
 
 Ги•••••   (правила сохранения здоровья)
 •••••••иум   (растение семейства
                                       лютиковых)
 ••••ость  (покорность, смиренность)
 Па••••дник   (огороженный садик перед
                                    домом)
 Двуст••••а   (охотничье ружьё)
 П••••ок    (небольшой населённый пункт)
 •••••ка   (вкусное прозвище
                             автомобильного руля)
 Г•••••   (часть ноги от колена до стопы)
 Бра••••ер   (охотник вне закона)
 За••••ка   (печная дверь)
 ••••мание   (познавание, постижение)
 •••••ча    (наблюдательная пожарная
                               вышка)
 Глю••••    (виноградный сахар в плодах,
                                мёде)
 По•••••    (окраска поверхностей мелом или известью)
 Д••••  (рука, ладонь в старину)
(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк, осёл, баран, олень, конь, слон, пони, калан, коза, белка, лань.)
 
БИОЛОГИЧЕСКИЕ  ОМОНИМЫ
 
С помощью предложенных подсказок отгадайте  названия биологических объектов или биологические термины, являющиеся многозначными словами.
 
 Не только вереница или очередь, но и травянистое лекарственное растение семейства сложноцветных.
(Череда)
 Не только принадлежность для соколиной охоты, но и часть корня.
(Чехлик)
 Не только единица скорости морских судов, но и участок стебля.
(Узел)
 Не только начальный отдел желудка коровы, но и след от листа на побеге растения.
(Рубец)
 Не только чёрная бархатная ленточка, которую женщины носили на шее, но и газонный цветок жёлто-оранжевого цвета.
(Бархотка)
 Не только спортсмен, занимающийся борьбой, но и ядовитая трава семейства лютиковых, известная также под названием аконит.
(Борец)
 Не только женские украшения для лица и тела, но и назойливые двукрылые летающие насекомые.
(Мушки)
 Не только приспособление для ношения двух ведер на плече, но и крупная хищная стрекоза.
(Коромысло)
 Не только крупная хищная птица, питающаяся падалью, но и порода охотничьих собак.
(Грифон)
 Не только специалист по подводным работам, но и крупная собака-спасатель.
(Водолаз)
 Не только круг вальса или этап состязания, но и горный кавказский козёл.
(Тур)
 Не только тайна, но и вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками.
(Секрет)
 Не только астрономический прибор, но и порода золотой аквариумной рыбки.
(Телескоп)
 Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений.
(Клетка)
 Не только жительницы Германии, но и тропические жалящие насекомые.
(Немки)
 Не только дежурство, сменная работа, но и болотная многолетняя трава.
(Вахта)
 Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и лесной жаворонок.
(Юла)
 Не только заводная вращающаяся детская игрушка, но и малая выпь.
(Волчок)
 Не только острая колючка, но и крупная проходная осетровая рыба.
(Шип)
 Не только смена медицинской повязки, но и хищное млекопитающее семейства куниц.
(Перевязка)
 Не только рубящий кухонный инструмент, но и птица семейства чистиковых.
(Топорик)
 Не только специалистка по пошиву одежды, но и птица, «шьющая» гнездо из листьев.
(Портниха)
 Не только небольшой ресторанчик, кабаре, но и овощное растение.
(Кабачок)
 Не только шоколадные конфеты, но и грибы.
(Трюфели)
 Не ряд одинаковых по размеру, ровных предметов, наложенных один на другой, но и часть ноги.
(Стопа)
 Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета.
(Таз)
 Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины.
(Лопатка)
 Не только сторона грани многогранника, но и кость грудной клетки.
 
ВИКТОРИНА «ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ»
 
 У кого есть язык (язычок), но нет рта?
(У колокола, у ботинка, у пламени)
 У кого есть горлышко, но нет шейки?
(У бутылки, у графина)
 У кого есть зубы, но нет языка рта?
(У пилы, у расчёски, у шестерёнки)
 У кого есть ушко, но нет головы? 
(У иголки)
 У кого есть кисти, но нет рук?
 (У винограда, у рябины)
 У кого есть спинка, но нет животика? 
(У стула, у дивана)
 У кого есть ножки, но нет ручек и головы?
(У стола, у табуреток, у дивана)
 У кого есть ручки, но нет ножек?
(У дверей, у окон, у чашек и кружек)
 У кого есть нос (носик), но нет лица? 
(У корабля, у чайника)
 У кого есть лицо, но нет головы? 
(У ткани, у одежды)
 У кого есть рёбра, но нет позвоночника?
(У куба, у призмы, у пирамиды)
 У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек?
 (У спички, у булавки, у луковицы)
 У кого есть почки, но нет желудка и печени?
  (У дерева)
 У кого есть косточки, но нет скелета?
(У абрикоса, у вишен, у сливы и пр.)
 Какие ноготки не царапаются и не знают маникюра?
(Цветы ноготки, иначе - календула)
 Чьи глазки разноцветные и никогда не моргают?
(Цветы Анютины глазки)
 У кого голос есть, а головы и тела нет? 
(У эха)
 У кого нет ни кулаков, ни бицепсов, а любого силача с ног свалит?
(У сна)
 Из какой чашечки невозможно пить? 
(Из коленной чашечки)
 Кто без языка говорит и поёт? 
(Радио, магнитофон)
 Кто бежит без ног? 
(Река, ручей, время)
 Без рук, без ног, а двери и окна открывает, деревья ломает,      шапки срывает? 
(Ветер)
 Кто без крыльев летит, без ног бежит, без хвоста и плавников плывёт? 
(Облака)
 Кто без глаз, а слезами плачет? 
(Туча, облако, сосулька, свеча.)
 Кто не имеет ни лёгких, ни жабр, а дышит и вздыхает?
(Тесто)
 У кого есть усы, но нет лица? 
(У клубники, огурцов, кабачков)
 
    
ШУТОЧНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
 
 У кого больше ног: у пяти осьминогов или у четырёх кальмаров?   
(Одинаково: 5х8 = 4х10 =40)
 У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного?
(Четыре)
 Какие ягоды с буквой «М» - сладкие, а с буквой «К» - горькие?   
(Малина - калина)
 Какое животное ходит только буквой «Г»?
(Конь, если это шахматная фигура.)
 У какого слона нет хобота?
   (У шахматного)
 На каком базаре самый большой шум?
   (На птичьем базаре.)
 Чем отличается птичий базар от птичьего рынка?   
(На рынке торгуют птицами и другими животными, а птичий базар - это массовое колониальное гнездовье морских птиц.)
 Назовите овощ для закидывания плохих актёров.   
(Помидор)
 Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови?   
(Горох, горошина)
 Какой злак может расти ... на человеке?
(Ячмень, воспалённый бугорок у корней ресниц.)
 Назовите животных-альпинистов.
(Горные козлы, цепкопалая ящерица геккон.)
 «Экономическая порода» собак - это...
(Такса, ведь такса - это ещё и установленная расценка.)
 Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей?
(«Ягуар»)
 Какая птица является крупным издателем школьных учебников?   
(Издательство «Дрофа». Дрофа - крупная птица отряда журавлеобразных.)
 Назовите цветочную позу йога.   
(Лотос)
 Чьи глазки не боятся, а любят смотреть на солнышко?
(Анютины глазки - цветы.)
 Назовите хвойный образец стройности человеческой фигуры.
(Кипарис)
 Талия какого животного является эталонным образцом тонкой талии для всех женщин?   
(Осы - осиная талия.)
 Какое животное и чьё служит образцом для порки детей?
(Сидорова коза.)
 Название какой птицы всё время слышится в строительных лесах?   
(Майна - розовый скворец, майна - строительная команда «опускай вниз!»)
 Какая водоплавающая птица написала известные книги?
(Гоголь)
ХВОСТАТАЯ  ВИКТОРИНА
 Отгадайте животное по описанию его хвоста.
 
 Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие.
(Кенгуру)
 На хвосте этого представителя семейства кошачьих есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь.
(Лев)
 Его хвостик летом серый, а зимой белый.
(Заяц)
 Её хвост похож на хлыст, им здорово отгонять кусачих насекомых.
(Корова)
 Нос пятачком, хвостик крючком.
(Свинья)
 Её пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зелёных веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков.
(Белка)
 Про трусишку говорят, что он дрожит, точно её хвостик.
(Овца)
 Он ловил хвостом рыбу в проруби.
(Волк)
 У этого великана нос намного длиннее, чем хвост.
(Слон)
 Её длинный пушистый хвост хорошо заметает следы своей хитрой хозяйки, особенно на снегу.
 (Лиса)
 Для этого речного строителя его хвост является и рулём, и веслом, в нём же он накапливает жир на зиму.
(Бобр)
 Это ночное животное спит, обмотав голову хвостом.
(Лемур)
 Чёрные треугольнички на белой пушистой королевской мантии - это кончики их хвостов.
 (Горностаи)
 Это животное все легко узнают по чёрным кольцам на его хвосте, число которых колеблется от 5 до 10.
(Енот)
 Под хвостом этого животного есть железа, которая содержит удивительно противно пахнущую жидкость, которую он выпрыскивает, подняв хвост, на противника.
(Скунс)
 Длинный голый хвост этого животного, напоминающего крысу, заменяет ему пятую лапу. Живя на деревьях, он постоянно пускает его в ход, обвивая цепкими кольцами то одну, то другую ветвь.
(Опоссум)
 Этот прыгучий звёрек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние ноги - птицы, а хвост - льва.
(Тушканчик)
 Одним взмахом хвоста она разбила золотое яичко.
(Мышь)
 Хвост этих грызунов является отличным средством для добычи пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а потом обсасывается.
(Мыши и крысы.)
 Это колючее животное начинает трясти хвостом при встрече с неприятелем. Длинные иголки при этом отрываются и летят во все стороны.
(Дикобраз)
 Хвост этой красавицы дал название женской причёске. А её хвост расчёсывают, подстригают, завивают и заплетают в косы.
(Лошадь, причёска - конский хвост.)
 Он в известной сказке потерял свой хвост.
 (Ослик, а звали его Иа.)
 Сапоги со шпорами, хвост с узорами.
(Петух)
 Голос у этой птицы ужасно противный, зато хвост самый красивый.
(Павлин)
 Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу.
(Сорока)
 Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голове.
(Орёл)
 Эта птица может лазать по стволам деревьев вперёд хвостом.
(Поползень)
 Эта очень подвижная птичка, даже отдыхая, ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Эта её привычка и дала название птице.
(Трясогузка)
 Хвост у этой птички раздвоенный на конце, как фрак.
(Ласточка, касатка - деревенская ласточка.)
 Слово «хвост» есть в названии этой птицы, а форма её хвоста сильно напоминает музыкальный инструмент - лиру.
(Лирохвост)
 Эта птица «поёт» хвостом. И эта песня напоминает блеяние ягнёнка: «Бе-е-е». За это она получила прозвище «лесной барашек».
 (Бекас)
 Этот пернатый лекарь в момент свалился бы с дерева, если бы не держался за ствол когтями и, конечно же, хвостом, который служит ему подпоркой. 
(Дятел)
 Хвост у этой небольшой буровато-серой птички огненно-рыжий, потому-то он и дал её такое «пожароопасное» название.
(Горихвостка)
 Ему хвост помогает охотиться. Удар его хвоста опасен даже для крупных животных. Покрытый роговыми пластинками, он тяжёлый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью.
(Крокодил)
 Её голова плавно переходит в хвост, даже шеи нет.
(Змея)
 На её хвосте чешуйки образуют погремушку, что отразилось в её названии.
(Гремучая змея.)
 Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый.
(Ящерица)
 Хвост у неё бывает только в младенчестве, а потом пропадает.
(Лягушка)
 У этого вида приматов хвост за ненадобностью отпал.
(Человек)
БИОЛОГИЯ + ГРАММАТИКА
 
 Как правильно: пятнистый пятон или питнистый питон?
(Правильно писать пятнистый питон.)
 С каким знаком препинания неразлучны все ласточки?
(С точкой - ласточка)
 Какая домашняя птица всё время всем задает один из вопросов родительного падежа?   
(Курица - Куда?)
 Какого рода кольраби? 
(С точки зрения грамматики - женского рода, с точки зрения биологии - рода капуста, овощная культура.)
 Назовите овощ, имеющий общие корни с «капюшоном», «капиталом» и «капитаном».
  (Капуста, все эти слова произошли от латинского «капут» - голова.)
 Название какой змеи может быть наречием?
  (Уж)
 Название какой птицы может быть и глаголом повелительного наклонения?   
(Попугай)
 Название семьи каких животных может быть ещё и глаголом повелительного наклонения?
  (Летающих насекомых - рой.)
 Какая профессия у человека, который утверждает, что слова «нарвал», «марал», «гну» и «рой» являются не глаголами, а именами существительными? 
(Биолог, так как он знает, что нарвал - это морское млекопитающее семейства дельфинов, марал - парнокопытное животное семейства оленей, гну - антилопа, рой - пчелиная семья.)
 Кто пишет фразу «держи  дерево» слитно, одним словом?
(Ботаники, держидерево - ветвистый кустарник семейства крушиновых.)
 Как правильно писать: «бобр» или «бобёр»?
  (Если хотите написать название животного-грызуна, то пишите «бобр», а если говорите про его мех или воротник из него, то пишите «бобёр». Буква «Ё» превращает живого бобра в воротник!)
 Правильно ли написал ученик, что «косатка - это деревенская ласточка»? 
(Нет, косатка - это крупный хищный дельфин, а деревенская ласточка - это касатка. Из-за одной буквы ласточка может оказаться в океане! А что будет, если в письме к любимой девушке вы назовёте её ласково «косаточкой»?!)
 Правильно ли написано слово «телифон»?
(Да, если речь идёт о тропическом паукообразном хищнике.)
 Правильно ли написано слово «каретта»?
(Да, если речь идёт о морской черепахе из тропических морей.)
39  Разное / Поздравления / Поздравление с Днем школьного библиотекаря (27 октября) : 25 Октября 2008, 12:57:12
Дорогие коллеги !
Поздравляю вас с наступающим праздником!
Желаю бодрости духа, всегда хорошего  настроения, замечательных читателей и , конечно же, отличного здоровья!
Мой дом родной — библиотека,
Я каждый день спешу туда;
И полки книг моих, как дети,
С утра приветствуют меня.
Звенит звонок, спешат ребята,
Кто книгу сдать, кто книгу взять.
Другие просят подобрать
Им стопку книг для реферата.
А третьи, чтоб экзамен сдать
Не на четыре, а на пять.
Мальчишки просят дать советы,
С кого им делать жизнь свою.
Девчонки просят вновь и вновь
Найти им книгу про любовь.
А кто-то хочет посидеть,
В окно большое посмотреть
И новостями поделиться.
А время мчится, мчится, мчится.
Мой дом родной — библиотека.
Ты жизнь моя, судьба моя.
Профессии своей любимой
Не изменю я никогда.
Р.S. С нетерпение жду с вами встречи на семинаре 27 октября в здании районной администрации.

40  МММЦ / Школьная библиотека / Индивидуальная карта мониторинга : 22 Октября 2008, 16:00:39
Индивидуальная карта мониторинга профессиональной деятельности сотрудника библиотеки
№   Вид деятельности   Степень затруднений
      Очень сильно   Сильно   Средне   Почти нет
1   Комплектование фонда            
2   Учет библиотечного фонда            
3   Исключение литературы из фонда            
4   Расстановка фонда            
5   Проверка фонда            
6   Организация работы абонемента            
7   Организация работы читального зала            
8   Перерегистрация читателей            
9   Ведение оперативного учета            
10   Оформление библиотечных выставок            
11   Индивидуальная работа с читателем            
12   Изучение читательских интересов            
13   Формирование информационной культуры            
14   Планирование работы школьной библиотеки            
15   Организация массовых мероприятий            
16   Использование информационных технологий            
17   Работа с электронной почтой            
18   Участие в форумах и телекоммуникациях            
19   Использование ресурсов Интернет            
20   Обобщение и распространение собственного опыта            
21   Подготовка публикаций для сети Интернет и методических сборников и журналов            
22   Участие в профессиональных конкурсах            

41  МММЦ / Школьная библиотека / Проверка фонда (Продолжение1) : 22 Октября 2008, 15:56:25
Основной этап

Основной этап—проверка фонда. Существует несколько способов проверки: непосредственная сверка фонда с учетным документом (инвентарной книгой), при помощи контрольных талонов, по алфавитному каталогу. Выбор зависит от особенностей ведения учета и сложившейся практики.

Проверка по инвентарным книгам
Рекомендуется библиотекам с фондом до 50 тысяч. Этот способ отли¬чается простотой и большей точностью, но он очень медленный. Кроме того, интенсивное использование инвентарных книг ведет к их физическому износу. Работая парой, за 1 час можно проверить не более 80 изданий.


Проверка с помощью контрольных талонов
Памятуя о том, что плановая проверка согласно документам должна проводиться раз в 5 лет, лучше выбрать другой способ проверки - по контрольным талонам, которые будут использоваться и в дальнейшем.
Суть такой проверки: издания сверяют по специально расставленным карточкам, из которых потом создают картотеку контрольных талонов. Само написание карточек (талонов) занимает значительное время (их можно подготовить заранее с помощью учащихся), но операция сличения издания с контрольным талоном резко ускоряется; этот способ отличается большой результативностью.
В случае острой производственной необходимости по контрольным талонам можно проверять библиотечный фонд, не закрывая библиотеку; читателям выдают только те книги, которые уже проверены, на книжных формулярах которых и на самих изданиях стоит пометка.
Подготовить контрольные талоны можно двумя способами:
- написать, используя информацию непосредственно из инвентар¬ных книг (таким образом, талоны сразу расставляются по инвентарным номерам);
- написать, используя информацию непосредственно из документа, просмотренного' de vizu и расставить по номерам.
Что выносится на контрольный талон?
1.  Инвентарный номер (иди номера; если идут подряд для одного названия);
2. Фамилия автора;
3.  Заглавие издания (можно первые два-три слова);
4.  Год издания;
5. Цена (что зафиксирована на издании или в инвентарной книге, т.е. без переоценок).

Технология проверки книжного фонда при помощи контрольных талонов

1  вариант
Контрольные талоны написаны по инвентарным книгам и расставлены по инвентарным номерам с использованием каталожных разделителей через каждые 500 талонов, куда вынесены сведения «С №....ПО №....».
Алгоритм проверки:
•  берем издание на стеллаже
•  находим талон в картотеке
•  сверяем с записью на талоне
•  делаем принятые пометки о проверке на издании, на книжном фор¬муляре (это исключит двойной учет проверенных книг при их дальней¬шей выдаче читателям) и на талоне
•  ставим книгу на место, а талон остается в картотеке (можно в вертикальном положении).
Когда все Издания проверены, переносим сведения о проверке из картотеки контрольных талонов непосредственно в инвентарную книгу (это может быть год проверки, цветная галочка или другое принятое комиссией обозначение).
Контрольное талоны (оставшиеся в горизонтальном положении), на которых не оказалось принятых отметок о проверке фонда, изымаем из данной картотеки и составляем из них картотеку недостающих изданий; с ними ведется дальнейшая работа (розыск, подготовка акта на списание).
2  вариант
Контрольные талоны пишутся во время непосредственной проверки биб¬лиотечного фонда. Алгоритм проверки:
•  берем издание на стеллаже
•  пишем контрольный талон
•  делаем принятые пометки о проверке на издании и на талоне
•  издание возвращаем на стеллаж
•  талон ставится в ящик, где талоны расставляются по инвентарным номерам.
Когда на все издания, подлежащие проверке, написаны контрольные талоны и расставлены по инвентарным номерам, начинаем работать с инвентарными книгами. Переносим сведения о проверке с контрольных талонов в инвентарную книгу. Инвентарные номера, перед которыми не оказалось пометки о проверке, выносим в картотеку недостающих изданий (т.е. пишем талон на основании записи в инвентарной книге) и проводим работу по их розыску.

Примерные нормы работ по контрольным талонам на одного человека за один час работы

•  «Написание талонов — 60 талонов (1 талон в минуту);
• Подбор контрольных талонов по инвентарным номерам — 270 тало¬нов (1 талон — 13 сек.);
• Сверка контрольных талонов с инвентарной книгой — 240 талонов (1,талон - 15 сек.).
В целом, на проверку 1 тысячи экземпляров одним человеком тратится 24-26 часов.                                 

Некоторые технологические правила

Во время проверки фонда необходимо учесть следующее:               
• Стеллажи, на которых стоят уже проверенные книги, помечаются обязательно, чтоб ясно видеть проверенную и не проверенную часть фонда,, т.е. иметь гарантию, что ни один стеллаж не был пропущен;
• Чтобы исключить путаницу, при любых способах проверки библиотечного фонда ведут учет проделанной работы. Каждый участник проверки в конце дня отмечает в тетради учета номера проверенных стеллажей и полок, указывает число написанных контрольных талонов или проверенных книг, а также количество отложенных книг для дальнейшего выяснения. Ежедневно составляется сводка;
• Если в процессе проверки вы принимаете книги от читателей, то надо заранее оговорить вариант работы с этими книгами - сразу пишется талон на принятую книгу и делается пометка о проверке или отводите таким книгам отдельное место и работаете с ними в последнюю очередь;
• Книги с разного рода недоразумениями (под данным инвентарным номером числится не та книга; отмечена как выбывшая, нет инвентарного номера и т.д.) откладывать на специально отведенное место с соответствующими записями на них (обязательно в алфавитном порядке) и раз¬бираться с ними в конце проверки.
Прежде, чем считать книги пропавшими, надо хорошо поработать; просмотреть все отложенные ранее книги с разными пометками.
Например, одно и тоже издание; один экземпляр числится списанным и стоит на специальном стеллаже (где отложены книги для выяснения), а второй, точно такой же, не найден. При полном совпадении (год издания, цена) можно аккуратно поменять инвентарный номер.
Кроме того, можно приурочить к плановой проверке школьную акцию «Подари книгу библиотеке»: ребята приносят книги прошлых лет издания, среди которых могут найтись и книги, которых недостает.
При устранении ошибок и нахождении книг в инвентарной книге и на самой книге (на книжном формуляре) ставят отметку о проверке.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Завершающий этап проверки — подведение итогов и оформление соответствующей документации - акта (с объяснительной запиской) и списком недостающих изданий и других материалов.
Из контрольных талонов на отсутствующие документы составляется картотека. В месячный срок принимают меры к разысканию всех изданий и других материалов, не обнаруженных во время проверки, к устранению возникших недоразумений.                                                     
После того, как все возможные варианты розыска недостающих документов исчерпаны и подтверждены соответствующими документами, со¬ставляется список пропавших по неустановленным причинам изданий и других документов.
Акт с выводами комиссии и списком отсутствующих документов подписывается председателем и всеми членами комиссии и передается на рассмотрение директору образовательного учреждения. При несогласии с данными акта член комиссии ставит свою подпись и делает оговорку: «С актом проверки не согласен, см. объяснение.» ив письменном виде указывает причины несогласия; все это прикладывается к акту (См. Приложение,3) . При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает должностное лицо, подписавшее приказ о проверке. Акт (со списками) утверждает директор.
Алгоритм, исключения утраченных книг см. в Приложении 3.
В том случае если выявлено значительное расхождение данных учет¬ных документов с фактическим наличием книг, в акте должны быть вы¬воды комиссии о причинах такого положения; в качестве приложения представляются объяснительные записки (см, Приложения 4, 5); выдвигаются предложения по устранению недостатков.
Возможные причины выявляемых потерь:
   — злоупотребления сотрудника (хищение, подделка документов, зло¬употребление служебным положением);
—  несоответствие нормам хранения библиотечного фонда (при этом открытый доступ признается как производственно-хозяйственный риск, а не как несоответствие);
— несоответствие нормам использования библиотечного фонда (читательская задолженность более 3-х лет; нарушение правил выдачи и количества выданного; выбытие учителей и учащихся из образовательного учреждения с невозвращенными в библиотеку изданиями).
Поскольку к фонду открытого доступа допускается не только библиотекарь, но и читатель, то возникает производственно - хозяйственный риск, связанный с увеличением возможности хищения книг со стороны читателя.
Данную утрату квалифицируют как производственно-хозяйственный риск и списывают документы по акту на основании п. 18 «Положения о бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного приказом Мин¬фина РФ от 26.12.1994г. №170.
Насколько правильно поставлена работа библиотекаря по сохранности фонда, особенно при открытом доступе можно судить по одному показателю: если в течение года из фонда исчезает количество документов, составляющее более 0,2 % книговыдачи, значит, следует искать причину в собственной недоработке. Необходимо искать причины (неудачное размещение фонда; слабая воспитательная работа и т.д.) и оперативно устранять их.           
Нередко причиной списания является невозврат документа пользователем. Для подтверждения невозможности взыскать с пользователя задолженность ссылаются на зафиксированные в читательском формуляре напоминания о необходимости возврата библиотечных документов, справ¬ки из паспортного стола о его выбытий с места жительства и др. оправ¬дательную документацию
Комиссия вносит предложения по возмещению недостающих изданий,
если она возникла по вине сотрудника библиотеки; дает рекомендации по предотвращению потерь.
Заключение и предложения комиссия оформляет в протоколе, который утверждается руководителем.
По итогам проверки руководитель издает приказ, в котором дает оценку действиям комиссии и ответственному за фонд сотруднику; разрешает списание; принимает в случае необходимости административные меры поощрения, наказания; намечает меры к повышению уровня сохранения библиотечного фонда, сроки, ответственных за их исполнение и контроль за исполнением.




СДАЧА И ПРИЕМ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА

Проверка фонда при смене материально ответственного лица также производится на основании приказа директора   школы. Сроки про¬верки при приемке-сдаче не регламентированы нормативными документами и оговариваются в приказе. В целях осуществления оперативной передачи принимается решение о проверке всего фонда или его части.
Если сдающий фонд отказывается принять участие в проверке, то сле¬дует оформить письменное обращение к нему о необходимости участия. Если получен отказ, желательно тоже письменный, проверка проводится без сдающего фонд. Копию этого обращения необходимо приложить к материалам проверки.
В случаях экстренной передачи проводят выборочную проверку наиболее ценных и редких изданий, а также дорогостоящих и дефицитных. Заключение и предложения комиссии оформляются протоколом, который вместе с актом передается на утверждение директору. Выборочная про¬верка не может быть засчитана как плановая.
Если вместо увольняющегося заведующего нет кандидатуры на освобождающееся место, то в состав комиссии включается ответственное лицо и составляется акт сдачи-приемки с указанием причин сдачи-приемки 1без проверки фонда. 
 В нем указывается:
— общее количество передаваемого фонда, зафиксированное в учетных документах;                                             
— перечень документов учета (инвентарные книги, книги суммарного учета и др.) и их количество;                                                   
- сведения о стоимости фонда, соответствующие данным бухгалтерского учета.                                                             
На практике встречаются случаи, когда смена материально - ответственного лица происходит без проверки фонда по следующим причинам:
— в текущем году уже проводилась плановая проверка;
 -  экстренное увольнение заведующего;
— большой объем фонда и невозможность привлечения необходимого числа сотрудников для проверки фонда.         
В таких случаях фонд передается на основании учетных документов без акта проверки.
Принимающий сотрудник может потребовать проведения проверки для установления фактического наличия фонда, за который он будет от¬вечать и не подписывать типовую форму договора о полной индивидуальной материальной ответственности до проведения проверки фонда.
Таким образом, проверка библиотечного фонда очень сложный и от¬ветственный процесс, вызывающий много вопросов даже у опытных со¬трудников библиотек. Кроме того, всегда надо помнить, что бухгалтер, да и другие члены комиссии — люди другой профессии. Они не обязаны знать тонкости библиотечного дела. Знакомство с представленными в списке литературы работами, посвященными использованию ряда доку¬ментов, помогут найти общий язык со всеми проверяющими, и аргумен¬тировано отстаивать свою точку зрения перед членами комиссии по про¬верке фонда.











ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Приказ

«____» ______ 200__

О плановой инвентаризации библиотечного фонда МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

На основании письма Министерства финансов РФ «Об инвентари¬зации библиотечных фондов» от 04.11.1998 г. № 116~00—16—198 и при¬каза Министерства образования РФ «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» от 24.08.2000 г. № 2488
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.  Создать комиссию по инвентаризации библиотечного фонда в библиотеке средней общеобразовательной школы № 1 в составе:
Председатель: Иванова ОТ., завуч по воспитательной работе,
Члены комиссии: Попова И.Р., заведующая библиотекой,
                              Смирнова П.Н., библиотекарь,
                              Варова С.А.,бухгалтер,   
                              Чамова В.Д., лаборант.
2.  Провести инвентаризацию в период с __по       .
3  Выведение результатов инвентаризаций осуществить к____.
4. Акт  по результатам инвентаризации представить на утверждение_______ (дата)

Директор МОУ «СШ№ »                                                                          Сидорова P.O.

С приказом ознакомлены:

ПРИЛОЖЕНИЕЗ

Алгоритм исключения утраченных книг

Библиотека   → Устновление факта утраты →Составление акта и списка →Просмотр списка членами комиссии→ Проверка уважительности причин списания.→Утверждение акта → Отметка в инвентарной книге→ Отметка в КСУ   → Списание документов с баланса в бухгалтерии →Ис-ключение сведений из каталогов.


ПРИЛ0ЖЕНИЕ4

В работе с инвентарными книгами «старых» библиотек (существующих не один десяток лет, сменивших много сотрудников, часто не имеющих профессионального образования), где не проводились проверки фонда по 10 лет и более, может встретиться очень много неприятных моментов. Все их надо последовательно отразить в служебной записке, которая прикладывается к акту о проверке фонда.
Директору МОУ«СОШ N° 1»
 Сидоровой P.O.
 от заведующей библиотекой
              Поповой И. Р.,




Служебная записка

На момент окончания проверки библиотечного фонда по проверен¬ным инвентарным книгам числится 15.450 экз. книг; в книге суммар¬ного учета (часть 3) числится 16000 экз.
Полученная разница в 550 экз. объясняется рядом причин: (перечисляем  встречавшиеся в практике..)                         
- идут двойные номера (ИК № 3, с.15);
- пропущены инвентарные номера (ИК № 4, с. 35);
- инвентарные номера проставлены, но не вписаны книги (ИК N° 5.С.43);                                                               
-  инвентарный номер вычеркнут, но пометки об актирований нет (ИК № 6, с. 26);
- указываются номера актов, но инвентарные номера отсутствуют, самих актов нет в наличии (ИК № 3, с. 58);               
- невозможность проверить инвентарную книгу № 1, так как ниж¬ние части страниц утрачены;
- есть надписи к инвентарным номерам типа «плюс 5 книг» (ИК № 2, с. 64);
- есть записи типа «2345-2354» с непонятным количеством выбыв¬ших изданий (ИК № 4, с. 34);
- есть утраченные листы инвентарной книги (ИК № 1, с, 78);
-  есть номер акта: инвентарный номер и цена не вычеркнуты, а в примечании надпись «заменена другой» (ИК '№.'3, с. 66).
Акты предыдущих проверок отсутствуют; по пометкам в инвентарных книгах можно предположить, что они были в 1975 и в 1989 гг. Можно сделать вывод, что библиотечный фонд проверялся очень редко.
Прошу учесть данные обстоятельства и вношу предложение:
- откорректировать запись в книге суммарного учета (часть 3), ука¬зав количество библиотечного фонда по данным проверки 2003 г. исхо¬дя из вышеизложенных причин.   
20.08.2003                                                                        Подпись

ПРИЛ0ЖЕНИЕ5

Директору МОУ «СЩ № 1
Сидоровой P.O.
от Поповой И.Р.,
заведующей библиотекой
Объяснительная записка
В процессе проверки библиотечного фонда выявлено недостающих изданий в количестве 400 экемпляров. Считаю, что причиной недоста¬чи являются следующие обстоятельства:
(перечислены встречавшиеся в практике.)
—  ни разу не было проверки фонда;
—  с момента последней проверки фонда прошло более 10 лет;
—  фонд перемещался по неприспособленным помещениям 4 раза;
— 5 лет запасной фонд находился в хозяйственном помещении шко¬лы с практически свободным доступом другим работникам школы в силу производственной необходимости;
—  имеющиеся производственные площади не предназначены для хранения и использования фонда в количестве___экз.;
—  ко всему библиотечному фонду имелся открытый доступ;
  — библиотечное оборудование прикреплено к полу и расположено так, что читатель не бывает в поле видимости библиотекаря.
Вношу предложение списать данное количество недостающих изданий, не превышающее нормативное, отнеся данную недостачу к категории нормального производственно-хозяйственного риска.
20:08.2003                                                                               Подпись
42  МММЦ / Школьная библиотека / Проверка фонда (Продолжение) : 22 Октября 2008, 15:52:44
ЦЕЛИ ПРОВЕРКИ

Проверка библиотечных фондов проводится с целью:                     
• определения наличия зарегистрированных в учетной документации издании;                                 •установления соответствия фактического фонда учетным документам.             

Проверка библиотечного фонда дает также возможность:
• выявить ошибки в учете, обработке и хранении изданий, а также лиц, их допустивших;
• увидеть постановку учета выданных изданий;
• выявить читательскую задолженность;
• выявить и отметить редкие, ценные, краеведческие и другие издания, требующие особого внимания библиотекаря;
• отследить интенсивность использования книг (это служит основой для внесения корректив в комплектование и улучшение пропаганды незаслуженно забытых книг).

ВИДЫ ПРОВЕРКИ ФОНДА

Виды проверки фонда можно разделить на плановые, экстренные (внеочередные) и рабочие (текущие).
Плановая проверка проводится периодически, по нормативам для данного вида библиотек,
Экстренные проверки проводятся в случае смены материально ответственного лица (прием - сдача), при экстраординарных случаях перемещения фонда (переезд, ремонт), после стихийных бедствий, способных повлечь за собой утрату части фонда, при выявлении фактов хищения и порчи документов, злоупотреблений.
Рабочие (так называемые текущие) проверки периодически проводятся для поддержания фонда в рабочем состоянии (устранение ошибок в расстановке; исправление расстановочного шифра; выявление задолженнос¬ти; выявление изданий, подлежащих списанию по разным причинам). Такие проверки включаются в план работы библиотеки. Для их проведения, как правило, комиссия не создается.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ ФОНДА

Плановую проверку необходимо тщательно готовить за 2 - 3 м  до проведения. В чем это выражается?
1.  Проверяем выборочно акты на списание, оформленные между верками (все ли книги вычеркнуты из инвентарных книг); если при частичной  выборке обнаружены пропуски - проверяем весь акт;
2.  Ликвидируем задолженность среди пользователей (проверяем  читательские формуляры и работаем с должниками; возвращаем (библиотечки из кабинетов, если такое практикуется в школе; не забываем книги, выданные по книгообмену между школами);
3.Работаем с «Тетрадью учета книг, принятых от читателей взамен утерянных»: проверяем, все ли оформлено, как полагается, составляем соответствующие акты;
4 Просматриваем фонд на предмет правильности расстановки и списания ветхих, устаревших книг (не забыть про книги, отложенные для ремонта!). Если фонд очень большой, а списание почему - либо давно не проводилось, возможно, есть смысл запланировать отбор литературы на списание в процессе проверки фонда. Это сократит время работы, но заметно усложнит сам процесс проверки фонда и увеличит риск возможных ошибок.
Важно: Документы, в которых ведется учет библцотечных фондов, являются финансовыми документами строгой отчетности, они должны храниться в закрывающихся шкафах, доступ к которым ограничен.
Для проведения плановых проверок составляется план проверок  ( или график) на текущий год с указанием вида проверки: сплошной фонда библиотеки, частичной, выборочной.
Основанием для проведения проверки является приказ (см. Приложение 2). Приказом назначается проверочная комиссия (3-5 человек) во главе с председателем, который несет всю ответственность за ход, организацию и итоги проверки. В состав комиссии обязательно входит ответственный за проверяемый фонд сотрудник (а при передаче библиотеки принимающий библиотеку), а также представитель бухгалтерии. Создание комиссии необходимо для того, чтобы работа по проверке была юридически организована и оформлена.
В приказе также указываются причина проверки, сроки проверки, кроме того, может быть указан способ проверки и режим работы библиотеки на данный период.
Любые изменения в составе комиссии оформляются приказом
Членов комиссии необходимо познакомить с их задачами:
- разработка календарного плана ПФ;
- определение метода проверки;
- подсчет необходимых трудозатрат для определения сроков ПФ;
- непосредственное проведение проверки;
- подведение и оформление итогов ПФ.
В проверке принимают участие все работники библиотеки, могут привлекаться и временные сотрудники с оплатой по трудовому дого¬вору.
 
Вся работа по проверке библиотечного фонда осуществляется в несколько этапов: подготовительный, непосредственная работа по проверке фонда, подведение итогов и оформление результатов проверки.

Подготовительный этап

Подготовительные мероприятия включают:
- разработку календарного плана работы;
- подсчет необходимых трудозатрат на все виды операций (рассчиты¬ваются с использованием «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках», 1997);
- определение сроков проведения проверки (зависят от числа участ¬ников и методов проверки, форм учета, структуры фонда, организации и условий труда, а также режима работы библиотеки на период проверки.) 
Необходимо учесть, что ПФ проводится во время, которое менее ущербно для пользователей (обязательно вывешивается объявление с указанием сроков).
На время проверки библиотека закрывается, но книги от читателей принимаются.
В подготовительный период главное внимание члены комиссии уде¬ляют проверке правильности оформления учетных документов:
-  инвентарных книг;
- книг суммарного учета;
- сопроводительных документов о приеме книг;
- актов на списание между проверками;
-  актов предыдущих проверок со списками недостающих документов.                                       
Таким образом, на этом этапе должны быть выявлены, и исправлены все ошибки в ведении учетных документов, в том числе должно быть вы¬полнено оформление выбытия (отметки в инвентарных книгах) всех из¬даний, которые были предназначены к списанию по результатам предыдущих проверок.
 Только после этого комиссия приступает к непосредственной проверке фонда.
Подготовительный период заканчивается инструктированием членами комиссии участников проверки и определением круга их обязанностей.

43  МММЦ / Школьная библиотека / Проверка фонда библиотеки : 22 Октября 2008, 15:50:17
ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОВЕРКУ ФОНДА

Сохранность библиотечного фонда обеспечивается необходимым режимом его хранения, охраной и постоянным контролем за его состоя¬нием.                                       
Одним из условий сохранности библиотечного фонда является пери¬одическая его проверка, которая должна рассматриваться как составная часть нормальной постановки библиотечных технологических процес¬сов.
Проверка фонда (далее — ПФ)  — это периодический переучет доку¬ментов с целью подтверждения их наличия, а также установления их соответствия учетным документам.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (1996 г.) определяет условия, при которых приводится обязательная проверка основных средств (фондов), к которым относятся библиотечные фонды:
• при смене материально ответственного лица;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при передаче фонда библиотеки или ее части в аренду;
• при реорганизации или ликвидации библиотеки.
Кроме того, регулярно раз в несколько лет проводятся плановые проверки фондов. На сроки и периодичность их проведения тоже существуют нормативы, оговоренные в «Инструкции об учете библиотечного фонда».
Проверке подлежат все виды документов (включая аудиовизуальные документы (АВД), электронные и листовые издания), которым присвоен инвентарный номер.
Кроме того, во время проверки анализируется правильность ведения учетной документации, устраняются ошибки, допущенные в период между проверками.
Проверка библиотечных фондов осуществляется в соответствии с письмом Министерства финансов РФ «Об инвентаризации библиотечных фондов» (1998 г.); периодичность проверок зависит от статуса библиотеки, объема, назначения и структуры фонда. Для библиотек с фондом до 100 тысяч учетных единиц периодичность проверки — один раз в пять лет. Проверка фонда или его части при смене руководителя библиотеки приравнивается к очередному сроку, т.е. следующие пять лет отсчитываются от даты этой проверки.                                                                     
Важно: Данные документы, определяющие причины и сроки инвентаризации библиотечных фондов, зафиксированы в «Инструкции об учете библиотечного фонда»  от 2 декабря 1998 г. №590 (Приложение 1). Согласно приказу Министерства образования РФ «0б учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» от 24 августа 2000 г №2488 образовательное учреждение руководствуется в своей деятельности данной инструкцией.

44  Разное / Юмор / Питание в школьной столовой : 17 Октября 2008, 09:03:58
Случай из нашей школьной жизни.
В первые дни посещения школьной столовой первоклассник спросил у классного руководителя: " Скажите пожалуйста, из какого хлеба сделана котлета-из черного или из белого?".
Есть над чем задуматься.
45  МММЦ / Школьная библиотека / Объявление : 17 Октября 2008, 08:53:27
Уважаемые коллеги!
Напоминаю вам о нашем предстоящем празднике и жду вас всех на семинаре 27 октября в 10. 00 на  ул. Маршала Новикова.
Страницы: 1 2 [3]
SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2