Logo
        
  Запомнить:

Страницы: [1]
  Печать  
Автор Тема: Методика подготовки и проведения разновозрастного урока*  (Прочитано 3251 раз)
Иванова
Постоялец
***
Сообщений: 157

Просмотр профиля
« : 12 Апреля 2009, 17:28:09 »

Методика подготовки и проведения разновозрастного урока*
1этап — планирование разновозрастных уроков (РУ).
Оптимально строить РУ на материале тех понятии, которые в начальной школе уже начали изучаться, а в 5-6 классе обобщаются и углубляются. Например, после изучения корней с чередованиями гласных пятиклассники проводят во вторых классах урок «Проверка орфограмм в корне».

2. Учителя начальной школы и учителя-предметники 5-6 классов согласовывают расписание. Возможны разные варианты планирования совместных уроков. Вариант-максимум РУ проводятся регулярно, например. 1 раз в неделю при синхронном построении расписания между классами начальной школы и 5-6 классами основной школы. Удобно проводить РУ по понедельникам, а подготовку маленьких учителей к РУ - по пятницам. На какой предмет и в какой класс начальной школы пойдут пяти-шестиклассники в ближайший понедельник, определяется на основании синхронизированного календарно-тематического плана учителей.

Вариант-минимум — РУ по каждой учебной дисциплине проводится 2-3 раза в год, при этом учителя в начале года договариваются о «точках стыковки» содержания учебных курсов.

3. Перед каждым РУ учителя согласовывают состав рабочих пар «ученик — учитель». Главный критерий создания пары — учебная успеваемость: очень слабым «учителям» нельзя давать самых слабых или самых сильных учеников, а самым сильным ученикам необходимо подбирать «учителей» посильнее. для небольшой группы детей (сверхтревожные, сверхкапризные, упрямцы и т.д.) требуется также учет их личностных особенностей. Когда «учителей» меньше, чем учеников, наиболее сильные пяти-шестиклассники могут заниматься с двумя малышами. Когда «учителей» больше, чем учеников, они получают дополнительное задание: например, пока один «учитель» работает с ребенком, другой записывает вопросы, вызвавшие у ребенка трудности. На основе этих записей «учителя» после урока составляют рекомендации по самоподготовке своего ученика.

 

2 этап — подготовка маленьких учителей к уроку. Это центральный этап РУ, занимающий сначала 2-3 занятия и 1 занятие для тех «учителей», которые накопили изрядный педагогический опыт. Элементы подготовки к РУ:

1 Совместное обсуждение заданий для малышей, самостоятельно подготовленных дома. Взрослый учитель помогает маленьким учителям определять степень трудности задания. Именно эта часть работы требует взглянуть на свое знание с новой точки зрения: с позиции незнания.

2. Деловая игра, где взрослый учитель берет на себя роль ребенка и демонстрирует маленьким учителям типичные ученические трудности. Маленькие учителя сообща ищут возможные формы учительской помощи. Записывают их в свой конспект урока. Эта часть работы способствует систематизации понятий: анализ причин предполагаемых ошибок высвечивает межпонятийные связи, которые ошибающийся не учел.

3. Вырабатываются критерии оценки работы ребенка.

4. Особое внимание взрослый учитель уделяет неформальным моментам общения ученика и учителя, помогая юным коллегам найти свой стиль решения двух важнейших педагогических задач: как создать у ребенка спокойное деловое настроение, как помочь ребенку самостоятельно решить задачу, как, не давая никаких готовых ответов, привести ученика к успеху. Специально отрабатывается в форме деловой игры момент знакомства с учеником и завершения урока (прощания).

5. Каждый «учитель» записывает имя своего ученика и номер кабинета, где будет проходить РУ. Домашнее задание в этот день: подготовить конспект урока и материал для ученика (карточки с заданиями, рисунки, тексты и пр.).

 

З этап — проведение самого урока.

            Урок проходит в двух помещениях: часть учащихся начальной школы переходит в кабинет 5(6) класса и наоборот. Вся работа на уроке проводится парами. К началу урока за каждой партой должен сидеть «учитель» и его ученик. Сразу после короткого инструктажа взрослого учителя, дающего старшим и младшим целевые установки урока и временной регламент для каждого вида работ, «учителя» приступают к исполнению своих педагогических обязанностей.

            Далее за каждой партой развертывается микроурок. В большинстве случаев дети работают от звонка до звонка, не обращаясь за помощью к взрослому учителю. Его функции во время РУ: а) напоминать о временном регламенте, б) наблюдать за работой пар, по возможности не вмешиваясь в нее, и фиксировать те находки и промахи маленьких учителей, которые следует учесть при подготовке к следующему РУ.

4 этап — отчет маленьких учителей о проведенном уроке, как правило, делается письменно. Это может быть письмо ученику или взрослому учителю ученика, сочинение о педагогическом труде, развернутая содержательная оценка работы ученика... Маленькие ученики обычно рисуют и пишут своему «учителю» открытки с благодарностью и советами.

Возможные ТИПЫ разновозрастных уроков:

• Уроки контроля и оценки (диктант, проверочная работа по математике). Тексты работ, критерии оценки, бланки оценочных листов готовят маленькие учителя; ученики получают первые опыты сдачи зачета.

• Уроки изучения нового материала (создание проблемной ситуации, поиск путей и способов решения поставленных задач). «Учителя» к таким урокам придумывают проблемные ситуации, готовят средства, с помощью которых можно будет организовать с младшими детьми поиск решения задачи, продумывают серию вопросов, позволяющих висть понимание материала младшими. Ученики имеют возможность высказать любые догадки, задать любые вопросы. В обычном уроке времени на все высказывания детей, как правило, не хватает.

• Урока-практикумы (совместное проведение практических, лабораторных, экспериментальных работ). «Учителя» вместе со взрослым планируют эксперимент, готовят все необходимое для проведения занятий, описывают порядок проведения опыта, полевых занятий по естествознанию.

• Уроки-конференции, демонстрации (предъявление результатов учебной или другой иной деятельности). «Учителя» помогают младшим подготовиться к выступлению на детской конференции, например, рассказать одноклассникам, учителям и родителям о своем «портфеле». («Портфель» — это средство качественной оценки учебного труда ребенка, в «портфеле» хранятся все работы, выполненные школьником за учебный год. Презентация «портфеля» — одна из форм итоговой аттестации учеников 1-2 класса.).

 

Страницы: [1]
  Печать  
 
 

SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2