Сообщество педагогов Костромского района
МММЦ => Химия => Тема начата: Запрудная Татьяна от 16 Февраля 2009, 12:12:38
-
Для вас предлагается программа элективного курса "Экологическая химия гидросферы"
МОУ ЗАРУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КОСТРОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа
Элективного курса по химии
9 класс
Тема: «Экологическая химия»
Модуль I
«Экологическая химия гидросферы»
Составила: учитель химии
Щепина Ирина Юрьевна
п. Зарубино, 2006 год
Элективный курс по химии.
9 класс. Название курса: «Экологическая химия».
Модуль 1.
«Экологическая химия гидросферы»
1. Пояснительная записка.
Данный элективный курс рассчитан на 12 часов, 1 раз в неделю. Элективный курс помогает взглянуть на проблему современного состояния гидросферы глазами эколога-химика. По окончании курса учащиеся поймут, что экологические проблемы порождает не наука химия как таковая, а использование ее результатов и достижений экологически неграмотным человеком. В ходе курса ребята делают анализ воды местных природных источников, водопроводной воды и предлагают способы ее очистки, дают свои рекомендации по улучшению экологического состояния водных источников.
Данный элективный курс поможет будущим выпускникам сориентироваться в выборе профиля и будущей профессии. При успешной апробации возможно продолжение элективного курса вторым модулем «Экологическая химия литосферы», целью которого является изучение почвы. П модуль строится аналогично первому.
Цель курса: Помочь учащимся осознать ценность и значимость гидросферы, освоить навыки исследовательской работы в природе, подготовить учащихся к осознанному выбору профильного обучения предмета — химия. Задачи курса:
1. Формирование практического значения химии через выполнение практических работ.
2. Ознакомление учащихся с основными загрязнителями воды.
3. Изучение способов анализа природной воды и методов ее очистки.
4. Обобщение и анализ знаний о влиянии различных веществ на организм человека.
5. Формирование и укрепление межпредметных связей.
6. Знакомство учащихся с профилями, связанными с химией, организация и проведение профориентационной работы.
7. Развитие практических навыков и умений по правильному применению, использованию и очистке природной воды.
П. Основное содержание курса «экологическая химия гидросферы».
Программа.
Тема 1: «Жизнь водоемов». (5 часов)
Гидрологический цикл. Чистая и загрязненная вода. Эуротрофикаци водоемов. Сточные воды и их обработка.
Тема 2: «Загрязнители воды». (5 часов)
Металлы как загрязнители воды. Ртуть. Свинец. Кадмий. Теплово загрязнение. Хлор и фосфорорганические соединения. Поверхностно активные вещества. Пластмассы. Нефть. Кислотные дожди. Практическая часть:
1. Определение: рН интенсивности запаха, прозрачности, кислородаразных форм углекислот (СО2, СОз2",НСОз'")» скрытой и активно! кислотности воды.
2. Отстаивание. Фильтрование. Сорбция активированным углем. Коагуляция. Нейтрализация. Осаждение и ионный обмен (обнаружена и осаждение ионов (Men+), Cl1', SO42\ РО43", NO3'", NO2'", Н1+, NH41+).
Ш. Тематическое планирование элективного курса «Экологическая химия гидросферы».
№ п.п Поурочное содержание курса Форма деятельности на занятиях сроки
1. Водная оболочка Земли. Мини-лекция, беседа, групповая работа.
2. Чистая и загрязненная вода. Диалог, рассказ, экскурсия, домашний эксперимент.
3. Практическая работа №1. Групповая, индивиду-
«Определение: прозрачности, запаха, рН воды». альная работа.
4. Практическая работа №2. Групповая, индивиду-
«Определение: наличия кислорода, скрытой и активной кислотности воды». альная работа.
5. Практическая работа №3. Групповая, индивиду-
«Определение разных форм углекислоты (СО2, СОз *, НСОз1')». альная работа.
6. Металлы как загрязнители воды. Ролевая игра, доклады учащихся.
7. Другие загрязнители воды. Работа в микрогруппах, доклады учащихся, домашний эксперимент.
8. Практическая работа №4. Групповая, индивидуальная работа.
«Фильтрование и отстаивание. Сорбция активированным углем».
9. Практическая работа №5. Групповая, индивидуальная работа.
«Нейтрализация и коагуляция».
10. Практическая работа №6. Групповая, индивидуальная работа.
«Осаждение и ионный обмен».
11-12 Подведение итогов по результатам обследований. Создание рекомендаций по использованию воды.
1У. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного курса учащиеся должны знать:
1. Состав гидросферы и гидрологический цикл водоемов.
2. Отличие загрязненной воды от чистой.
3. Методы анализа воды и способы ее очистки .должны уметь:
1. Определять на практике конкретных загрязнителей воды местных источников.
2. Проводит анализ воды по конкретным методикам.
3. Делать вывод о состоянии воды местных природных источников и водопроводной воды, предлагать методы и способы ее очистки.
4. Давать конкретные рекомендации по улучшению их экологического состояния.
5. Работать в группе, с дополнительной литературой.
6. Выделять главное, структурировать информацию.
7. Работать во времени.
8. Составлять отчет о проведении эксперимента, исследования, наблюдения.
У. Форма аттестации учащихся:
1. Домашний (индивидуальный) эксперимент с отчетом.
2. Рефераты.
3. Исследовательская работа.
4. Опорные конспекты.
5. Творческий отчет во время проведения Недели химии и биологии.
6. Компьютерные презентации. Предлагаемые темы:
■ Рефератов
1. Экологическое состояние реки Волга в конкретном месте (или другого местного источника, водопроводной воды в конкретном населенном пункте.)
2. Некоторые изменения в гидросфере, в местных природных источниках и водопроводной воде, произошедшие за последние 10 лет.(Анализ воды и почвы проводились и ранее на занятиях кружка).
3. Состояние водоема как показатель состояния экосистемы.
4. Исследование влияния различных факторов на качество воды (в конкретном месте).
5. Исследование состояния водоема (конкретного) в разных температурных условиях (осень и зима, зима и весна, осень и весна).
6. Основные загрязнители гидросферы и борьба с ними.