Logo
        
  Запомнить:

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.
  Темы - Иванова
Страницы: 1 ... 8 9 [10]
136  МММЦ / Развивающее обучение / Весь мир стоит на диалоге : 06 Ноября 2008, 17:59:39
 ???    Как организовать учебный диалог в начальной школе?
Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как "места встречи людей, думающих по-разному" (Г.А. Цукерман)?
Приемами активного слушания могут быть такие: трансляция (дословное повторение сказанных слов), редакция (повторение самого главного) и резюмирование (обобщение сказанного). Данные приемы необходимы не только для того, чтобы ребенок убедился, что его услышали и поняли, но и потому, что позволяют организовать на уроке совместное обсуждение высказанного. Эмпатическое слушание, таким образом, является необходимым условием работы с детской репликой на уроке, а без этого диалоговый урок не построить. На таком уроке (например, в рамках фронтальной дискуссии), слушая реплики детей, педагог использует вначале приемы пассивного слушания (т.н. принимающую реакцию), а затем подключает приемы активного слушания.
Итак, первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагога с детьми. Учитель-диалогист хочет и умеет общаться с ребенком, он восприимчив к чужому мнению, т. е. стремится не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребенка.
Во-вторых, педагог должен владеть технологией организации предметного диалога, в частности, формами побуждающего и подводящего диалога (по Е.Л. Мельниковой).
Побуждающий диалог – это "экскаватор", который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформулировать учебную задачу. А.Эйнштейн писал: "Формулирование проблемы часто более существенно, чем ее разрешение". В формулировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приемы, как стимулирующие, проблемные, открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, "ловушки", странности, противоречия; ситуации риска, скачка к неизвестному, интеллектуального разрыва.
В технологии РО (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) разработана определенная логика подводящего диалога, характерная для уроков постановки учебной задачи.
1-й этап – создание "ситуации успеха". На этом этапе детям предлагается конкретно-практическая задача, опирающаяся на прошлый опыт ребенка. Каждый ученик индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
2-й этап – возникновение ситуации "интеллектуального разрыва". Детям предлагается похожая по внешним признакам конкретно-практическая задача, которую они решить уже не могут, так как она ориентирована уже на новый способ действия. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха ("никто не может"). Это положительная эмоция, так как нет переживания неуспеха на фоне успеха другого.
3-й этап – фиксация "разрыва" в графико-знаковой форме и формулировка учебной задачи в словесной форме. На этом этапе дети вместе с учителем должны сформулировать то, чего им сейчас не хватает, то есть испытать "дефицит своих способностей". Для этого необходимо проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла трудность? Тогда и появляется учебная задача: "Что же мы будем делать дальше?" или "Ребята, как бы вы сформулировали задачу наших последующих действий?"
Почему ситуация постановки учебной задачи является диалоговой? Потому что ситуации "успеха" и "неуспеха", которые переживают дети, являются всеобщими (это происходит с каждым); отсюда вывод: "Я сам не могу, и никто из нас не может, даже учитель, давайте попробуем вместе". Кроме того, данная ситуация принципиально меняет учебные отношения между педагогом и ребенком: вместо отношения "спрашивающий учитель – отвечающий ученик" появляется отношение "спрашивающий ученик – учитель, помогающий сформулировать вопрос и найти на него ответ". Это принципиально важно, потому что диалог может развиваться только от тех вопросов, которые волнуют самого ребенка.
Классический вариант побуждающего диалога – постановка проблемной ситуации, которая характеризуется особым психологическим состоянием, наличием противоречия и пониманием проблемы. Учитель предъявляет ситуацию, основанную на противоречии и вызывающую удивление у детей. Это может быть противоречие между житейским и научным фактом, противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, между прошлым и настоящим учебным опытом. Например, владея способом проверки безударной гласной в корне, дети проверяют слово заг...рел словом загар, но обнаруживают, что пишется загорел. Другой пример: дети анализируют предложения "Завтра мы пойдем в кино. Сегодня мы пойдем в кино" – и делают вывод, что в первом предложении – глагол в будущем времени, во втором – в настоящем; но ведь в обоих предложениях форма глагола одна и та же – "пойдем". Или такой пример. Ученикам предлагается проверить безударную гласную в слове земл...ника, и дети никак не могут прийти к правильному выбору такого слова: земля, из земли, на земле.
По мнению А.К. Дусавицкого, наглядным свойством появления проблемной ситуации является "феномен удивления" (нет удивления – нет диалога): "Так не бывает! Почему так получилось?! Вот это да! Разве такое возможно?!" Наличие неожиданного препятствия, казалось бы, в знакомой ситуации вызывает у ребенка удивление и способствует появлению вопроса; появляется вопрос – значит, ребенок на пороге мышления. Удивление выполняет функцию эмоционального захвата: если педагогу не удается удивить ребенка, то проблематизации может вообще не получиться, так как ребенок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Если постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, то ее совместное решение – в форме подводящего диалога, который можно сравнить с локомотивом, движущимся к новому знанию, способу действия. Рассмотрим формы подводящего диалога.
а) Анализирующее коллективное наблюдение. Детям предлагается учебный (языковой) материал, который должен быть наглядным, экономным и предупреждать ошибки ложного обобщения. Предпочтительнее материал "двусторонний", когда на доске записаны два столбика слов (словосочетаний, предложений) и дети их сравнивают. Логика развертывания коллективного наблюдения такова. Вначале задается обобщенный вопрос: "Что заметили? Что хотите сказать?" Дети высказываются. Учитель слушает детей, "цепляется" за более интересные реплики (так называемые "крючки") и развивает их. В случае затруднения используются такие приемы, как наводящие вопросы, дозированная подсказка, дополнительный фактаж, живая наглядность. Учителя в такой ситуации можно сравнить со скульптором, который постепенно "отсекает" все лишнее, оставляя суть нового понятия, нового знания.
Педагогу для успешного проведения коллективного наблюдения необходимо подобрать качественный дидактический материал, продумать систему анализирующих вопросов и заданий, выбрать эффективные приемы для обнаружения детьми признаков нового понятия, продумать систему фиксации (на доске и в тетрадях) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением результатов в виде какой-то схемы, опоры, плана, "изобретением" нового термина, словесной формулировкой вывода и чтением вывода в учебнике.
б) Фронтальная (общеклассная) дискуссия. По мнению Г.А. Цукерман, механизм общеклассной дискуссии выглядит следующим образом: 1) "разрыв" детского симбиоза: дети начинают высказываться, т. е. выдвигать версии; 2) фиксация этих версий на доске (можно с указанием авторства). В момент высказывания происходит оттачивание детских версий; 3) обсуждение выдвинутых и зафиксированных версий (наивысшая точка в развитии диалоговой ситуации); 4) достижение кульминационной точки в обсуждении, позволяющей скоординировать все версии и прийти к правильному ответу; 5) подведение итога, т. е. обоснования выбранного способа, версии, мнения.
Фронтальной дискуссии может предшествовать выдвижение и обсуждение гипотез в группах. Дети объединяются в группы (желательно небольшие: 4–5 человек), выслушивают друг друга, спорят, приходят к какому-то единому мнению. Затем каждая группа высказывает собственное мнение или присоединяется к мнению других. Желательно, чтобы каждая группа зафиксировала свою точку зрения на большом листе и затем с комментариями представила ее классу. В дальнейшем учитель организует обсуждение выдвинутых группами версий. Данный подход имеет следующие преимущества: он вовлекает детей в совместную деятельность (во фронтальной работе часть детей все равно "выпадает"); выдвигаемые версии более "наглядны", продуманы и отточены, что позволяет более организованно провести этап обсуждения версий.
                     
137  МММЦ / Развивающее обучение / Литературное кафе : 06 Ноября 2008, 17:56:15
 :D         
             
Я хочу рассказать , как люблю свою малую родину  
                             
У меня есть место, которое я    никогда не забуду: это садик около дома. Летом в саду всё живое: цветут  бархатцы, маргаритки, циннии, виолы, георгины, гладиолусы, и на каждый цветок обязательно сядет пчёлка или бабочка. Я очень люблю наблюдать, как пчёлка собирает нектар и жужжит, как порхает бабочка и садится на цветок.
Утром, когда все спят, я выхожу в сад, а на траве роса и я и, мой заветный листик. Это розетка манжетки. Я наклоняюсь и выпиваю росу, это очень вкусно. Потом восходит солнце и озаряет всю землю. Это  замечательно! Ты ловишь лучи солнца и заряжаешься энергией. Цветы просыпаются после глубокой темной ночи. Деревья поднимают свои ветви. Все растет. Я сажусь на  качели и начинаю раскачиваться. Я взлетаю ввысь к облакам, они ловят  меня и сажают к себе.  Мы начинаем свое новое путешествие, и так все лето радуешься природе. 

     
Наташа Солодова


Сколько бы я ни ездила в разные города, но всё равно меня тянет  в своё родное село Ильинское. В моём краю есть большая школа. В школьном музее много разных старинных экспонатов. Ещё около школы в клумбах  благоухают  цветы,  будто кто-то рассыпал радугу, и все цвета превратились в прекрасную поляну цветов. Когда ты собрал прелестный букетик, то ты смотришь на него и представляешь сказочную страну, где живут разноцветные феи и волшебники. Ещё из моего окна виден храм Илье Пророку. В нашем храме много икон и я хожу в нашу церковь , пою в хоре по праздникам. И наш класс ходит в воскресную школу,  нам очень нравится особенно читать разные молитвы и понимать силу Слова. Мне нравится моё село, ведь здесь мой родной дом. За домом  есть поляна, вся зелёная летом, будто ковер расстелили. Летом на поляне летают майские жуки, и мы с подружками наблюдаем за ними и ловим их. И я никак  не могу уснуть, ведь жуки копошатся в коробке, шуршат.
 Когда я вырасту, я буду приезжать в село, а может, я буду работать в селе. Я хочу быть  известным хирургом, который лечит зрение, возвращает людям радость видеть мир цветным, ярким.
Сулейманова Марина 
 
 Я ещё ребёнок я пока ученица начальных классов и для меня мой любимый край это сказка словно рай. В моём раю есть много загадочных мест, которые держат в себе много тайн. Они все наполнены волшебством. Моя любимая  школа, словно мой второй дом,  большая, яркая и жёлтая, в ней много добрых и самых любимых учителей. Над школой всегда летают маленькие феи, кружащиеся и танцующие в небесах на мягких пушистых облачках. Мне в школе очень весело и хорошо, потому что каждый месяц проходят мероприятия. Один из самых интересных праздников - это  рыцарский турнир. На этом празднике были дамы в воздушных платьях и рыцари в разных костюмах, у каждого  свой костюм,  каждый отличался друг от друга. Ещё у меня в школе каждый ученик и учитель добрые, и поэтому в школе ведётся тимуровское движение. Ребята поздравляют ветеранов Великой Отечественной Войны и помогают пожилым людям.
 В моей сказке есть тайное местечко - это берёзовая роща. В ней множество великолепных берёз, они , как дамочки с кудряшками на голове. Зимой на них приземляются снежинки, и получается, как будто бы они надевают меховые шубки на себя. Весной берёзки шубки меняют на сарафаны, а кудряшки становятся зелёными. Летом они  водят хороводы, поют песни и рассказывают сказки или стоят на холме, красуются. В роще летом великое множество разных голосистых птиц, которые прославляют красоту нашего края  каждая своей песенкой. Постепенно лето исчезает.
А зимой холм заледенеет и получится хорошее место для катания на салазках, лыжах, ледянках. Зимой там катаются все дети и взрослые моего края.
Ой, до чего ж я люблю свой край родной!
   
Волкова Кристина
                                     
             
В моём краю такая благодать

Мой край прекрасен всегда, даже если по окну брызжет  слезами дождь. Он особенно прекрасен, когда покрывала заснеженных доли, блестят разноцветными искорками.
В моём краю небеса отливают нежнейшей голубизной. Если наденешь лёгкие крылья бабочки, то, взлетев на седьмое небо, ты можешь упасть на ватное облачко и покататься на барашке. Опустившись на самое лёгкое облачко, ты почувствуешь себя космонавтом в невесомости. А если ты, лёжа в траве будешь смотреть на небесные просторы, то можешь увидеть самые искусно построенные терема, экзотических животных всех цветов радуги, фей, которые порхают с облачка  на облачко как с цветка на цветок.  Зимой облачка закутываются в мягкую седую бороду Дедушки Мороблачка, поэтому их почти не видно.   
Я люблю своё село, ведь там я родилась и там мой дом родной!
Дом окружён яблоневым садом и весной «Яблони в цвету - весны творенье». Трудолюбивые пчёлки кружатся над нежными ароматными лепестками яблони. Девушки – деревья водят хороводы в белых кружевных нарядах, в веночках из лепестков яблоньки.
Войдя в сад, ты идёшь по дорожке, как по аллее, где цветут солнышками нарциссы, с ярко – красными тюльпанами, внутри которых жужжат шмели и бьются о лепестки тюльпана. Кажется, что тюльпаны похожи на бьющиеся сердца .
Приходит лето, и мой сад становится радужным: разноцветные флоксы, бархатцы, петуньи радуют глаз и веселят душу, наполняя её ароматами лета. Над цветами кружат изящные бабочки, они, собирая нектар, опыляют цветы и как сказочные феи дают цветочкам вторую жизнь.
Проходишь вглубь сада, и в глаза бросаются сочные ягодки землянички, которые маленькими гномиками прячутся под листьями земляники.
Говорят, где родился там и пригодился, я думаю, что любя свой край, я вернусь сюда, когда получу профессию, и помогу селу стать ещё краше.
     
Курицына Ксения

     Присылайте в наше "Литературное кафе"
творческие работы юных авторов.
      Давайте "отзываться" на их пробу пера.

                   

138  МММЦ / Развивающее обучение / Что такое РТВ? или дайте детям поизобретать... : 31 Октября 2008, 21:18:09
 РТВ - это развитие творческого воображения
Рецепты развития воображения довольно просты. Рецепты эти – предмет изучения новой науки, которая носит удивительное название: теория сильного мышления.Отцом- патриархом является писатель- фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Частями этой науки является ТРИЗ, РТВ, ЖСТЛ .Начинается  обучение творчеству с малого – с приёмов развития воображения.
Приём уменьшения
Приём увеличения
Приём объединения
Приём сделать наоборот
Приём дробления
Любая изобретательская , любая задача на воображение возникает из противоречия.
Если хотите что-то придумать новое, найдите противоречие в старом.
Найдя противоречие – воздействуй приёмом.
Идеальный конечный результат
Сформулировали противоречие? Это то, от чего мы должны уйти. А теперь сформулируйте ИКР – это то, к чему мы должны прийти.
 Дополнительные приёмы
 «Чтобы не возникло трудностей сегодня, избавься от них …вчера»

Дорогие учителя, не пройдите мимо нашей олимпиады по РТВ.
  Победители получат Грамоты муниципального уровня.
                 Удач!
139  МММЦ / Развивающее обучение / Наша "могучая кучка" Сообщество педагогов РО : 31 Октября 2008, 21:03:13
 



Василёвская средняя школа   Розова И.А.
Зарубинская средняя школа   Мамякина С.Ю.
Ильинская средняя школа   Крылова Т.П  Живцова Г.М.Виноградова Н.В.
Караваевская средняя школа   
Кузнецовская средняя школа   Кокушкина Н.Н.
Кузьмищенская средняя школа   Шильникова Н.В.
Мисковская средняя школа   Демичева А.В.
Никольская средняя школа   Антонова Е.А.
Сандогорская средняя школа   Коточигова М.В.
Середняковская средняя школа   Крыкова В.А.
Сущёвская средняя школа   Петрова Л.Э.
Чернопенска  средняя школа   Скрябина Т.А.
Шуваловская средняя школа   Курмашева С.П.
Шунгенская средняя школа   Севастьянова О.Ю.
Апраксинская средняя школа   
Минская средняя школа   Бурякова И.В.
Обломихинская средняя школа   
Прибрежненская средняя школа   
Саметская средняя школа   Бубнова И.Н.
Некрасовская средняя школа   
Петриловская средняя школа   
Яковлевская средняя школа   
   
   

140  МММЦ / Развивающее обучение / Вопрос для обсуждения : 31 Октября 2008, 21:01:08
 


   Уважаемые педагоги, предлагаю вашему вниманию вопрос:

« Как вы относитесь к детской пробе? Если ваш ребёнок в подростковом возрасте закурил, как вы будете осмыслять это поведение? как завершённое преступление? Или как эксперимент, но не очень удачный?»

Присылайте свои ответы на нашу страничку.
                       Всех вам благ!
141  МММЦ / Развивающее обучение / «Альтернативные способы оценивания достижений ученика, как условие формирования : 29 Октября 2008, 21:16:09
Муниципальный межшкольный методический           центр

Тема:
 «Альтернативные способы оценивания достижений ученика, как условие формирования субъектности личности »

   План работы
•   Сентябрь
•   – Лекционно-практическое занятие  «Структура субъектности личности »
•   Вводная диагностика для определения уровня субъектности личности.
•   Октябрь
•    Лекционно-практическое занятие «Контроль. Оценка. Отметка»
•   Рефлексивный контроль
•   Произвольный контроль
•   Методическая виртуальная оперативка: «Спрашиваем – отвечаем»
•   Ноябрь
•   Практическое занятие  «Урок рефлексии.
Урок самооценки»
Посещение уроков в 1,4, 5 классах. Участие в анализе уроков.
•   Проведение олимпиад по РТВ (развитие творческого воображения) для учащихся начальной школы Костромского района.     
                                                                                                                                                                                                                                                                                   
•   Декабрь
•   Практическое занятие «Составление контрольно-измерительных материалов»
•    Методическая виртуальная оперативка: «Спрашиваем – отвечаем»

•   Участие в конференции, посвящённой          летию системы Эльконина-Давыдова.
•   Январь
•   «Проектирование уроков разных типов»
•   Промежуточная диагностика
•   Районный конкурс на лучшую разработку  уроков с использованием альтернативных способов оценивания
•   Организация стажировки в классах развивающего обучения школы.
•   Методическая виртуальная оперативка: «Спрашиваем – отвечаем»

•   Февраль
•   Посещение уроков и элективных курсов в  школе .
•   Круглый стол
•    «Влияние альтернативных способов оценивания на формирование субъектности»
•   Виртуальная встреча «Ищем единомышленников»

•   Март
•   Мастер-класс
•   Педмастерские
•   «Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности»
•   Методическая виртуальная оперативка: «Спрашиваем – отвечаем»


•   Апрель
•   Районный семинар
•   «Эффекты использования альтернативных способов оценивания»
•   Методическая виртуальная оперативка: «Спрашиваем – отвечаем»

•    Май
•    Виртуальный педсовет по итогам работы муниципального межшкольного методического        центра.
•   Выпуск брошюры с материалами методического центра.


Страницы: 1 ... 8 9 [10]
SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2