Logo
        
  Запомнить:

Страницы: [1]
  Печать  
Автор Тема: Формирование самоконтроля и оценки на уроках в системе развивающего обучения  (Прочитано 2555 раз)
Иванова
Постоялец
***
Сообщений: 157

Просмотр профиля
« : 12 Января 2010, 23:01:07 »

Формирование самоконтроля и оценки на уроках  в системе
развивающего обучения
Действие оценки – это и есть то действие, благодаря
которому человек оценивает свои возможности дейст-
вовать, определяет, достаточно ли у него знаний для
решения новой задачи, каких именно знаний недостает.
Г.А.Цукерман

Контроль и оценка – важнейшие
компоненты учебной деятельности в
системе развивающего обучения Д.Б.
Эльконина-В.В. Давыдова. Именно кон-
троль и оценка являются сигналом о
том, как происходит формирование дру-
гих учебных действий. Поэтому усилия
учителя должны быть направлены не на
оценку работы ученика и не на контроль
за выполнением его действий, а на ор-
ганизацию его собственных контрольно
– оценочных действий. Мы предлагаем
условия, которые необходимы для фор-
мирования рефлексивных действий:
1)выделение плана действий, в
котором четко зафиксированы со-
став и последовательность операций,
обеспечивающих правильное решение
задачи. Это условие наиболее явно про-
является при работе с гипотезами реше-
ния задач, при решении расчетных за-
дач по заданному алгоритму, при реше-
нии графических задач по заданному
алгоритму и т.д.
2) контроль для ученика должен
стать особой задачей. Это наиболее
сложный процесс, так как даже если
учитель ставит перед учеником задачу
контролировать свои действия, ученик,
стараясь выполнить это требование, еще
раз выполняет действие. Поэтому начи-
нать формирование контроля необхо-
димо с контроля за действиями другого
человека (учителя, учащихся класса,
родителя). С этой целью мы рекоменду-
ем использовать на уроках «вопросы-
ловушки», которые необходимо специ-
ально продумывать. В этих вопросах
ошибки должны быть типичными для
данного вида деятельности, требующи-
ми развертывания и использования все-
го плана действия. В этом могут помочь
задания такого плана: можно предло-
жить решить задачу заведомо с недос-
татком или излишком данных; учитель
может попросить использовать прибор,
имеющий неградуированную или нека-
либрованную шкалу; учитель может
сделать ошибку при решении расчетной
задачи в наименовании величин, в на-
писании единиц измерения, в написании
формул, в выполнении вычислений и
др.; можно изобразить несовершенную
модель и т.д.
После этого необходимо перехо-
дить к контролю ученика за действием
других учеников. Для этого, по нашему
мнению, необходимо тщательно обсуж-
дать на уроке версии по решению учеб-
ных задач, выслушивая мнения каждого
с обоснованием согласия и несогласия
по поводу высказываний с обязательной
аргументацией; создавать на уроке си-
туации контроля за решением расчет-
ных задач, когда проверяется не резуль-
тат, а ход решения задачи; попросить
при анализе ответа учащегося задать
вопрос на уточнение, на понимание и
т.д.
3)тщательная организация про-
цесса контроля. Контроль не должен
быть заключен только в проведении
традиционных контрольных, тестовых,
самостоятельных работах на проверку
результата действия, хотя и такие рабо-
ты необходимы. Контроль должен быть
тщательно продуман для каждого урока,
и результаты действий учащихся долж-
ны обсуждаться во время урока.
Страницы: [1]
  Печать  
 
 

SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2