Logo
        
  Запомнить:

Страницы: [1]
  Печать  
Автор Тема: Диалог, как средство развития речи.  (Прочитано 3048 раз)
Иванова
Постоялец
***
Сообщений: 157

Просмотр профиля
« : 24 Апреля 2009, 10:11:40 »

Диалог, как средство развития речи.
Диалог - вид речи. Его отличает: зависимость от обстановки разговора, обусловленность предыдущими высказываниями, непроизвольность, малая степень организованности. Диалог - функциональная разновидность языка. Реализуется в процессе непосредственного общения между собеседниками. Состоит из последовательного чередования реплик.

Основные языковые особенности диалога: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах. Синтетическая неполнота реплик компенсируется за счет предыдущего высказывания.

В диалоге раскрывается "человек в человеке" как для других, так и для самого себя.

Почему именно диалог - способ обучения? Во-первых, потому, что сама речь по своей природе диалогична, а наша задача способствовать ее развитию. Ведь развитие речи - это прежде всего развитие мышления. Во-вторых, диалог имеет особую структуру. Диалог требует определенных синтаксических конструкций (штампов, образцов, оборотов…). Методом подражания, анализа своей речи и речи одноклассников, их сопоставления, методом составления и обязательного количественного накопления таких штампов ввожу их в речь учащихся. Возникает вопрос "Зачем?" Сама речь ребенка влияет на развитие его же психических процессов: сосредоточивается внимание, возникает ощущение слов, чувств, которые вызывают слова, тренирует память и т.д. Такие синтаксические конструкции диалога помогают удерживать мысль и плавно, легче выстраивается лексико-грамматический строй языка. Использование в собственной речи этих оборотов влияет на "со-знание" ведущих диалог. Речь становится направленной на собеседника, заставляет говорящих осознать противоречия, находить согласие, ощутить свое знание, согласовав его с знанием других. Диалог активно влияет на развитие всех психических процессов. Думаю, что диалог - универсальный способ обучения.


Диалогический способ обучения предоставляет безграничный выбор познавательной деятельности для детей с разным уровнем развития в широком диапазоне одновременно.

Особый педагогический метод: свободный выбор деятельности, обобщение в форме проблемных вопросов, выводы, не имеющие дополнительных наблюдений, накопление тем для последующих обсуждений, прием "подключение эмоций" и т.д. - позволяет поддерживать в постоянном режиме возникающую в диалоге интеллектуальную активность, что сокращает разрыв между восприятием и осмыслением. Следовательно, активнее приобретается опыт читателя. Ведь ребенок в диалоге выступает не как читающий, занятый лишь непосредственным процессом чтения текста, он - читатель, к которому обращены произведения письменности. Так, начиная с букварного периода, на уроках чтения в постоянном диалоге воспитывается читатель.

Умение слушать - одно из самых сложных коммуникативных умений. Замеры учебного времени показали, что слушание занимает до 40% в деятельности школьников, однако количество не переходит в качество: ученики иногда не воспринимают до 75% устной информации, изгалаемой на уроках. Умению слушать школьников надо учить.

Слушание сопутствует человеку с самых первых лет его жизни. Именно благодаря слушанию ребенок, подражая взрослым, осваивает и механизмы порождения речи. Без слушания невозможно общение в повседневной жизни, невозможно усвоение информации как в школе, так и за ее пределами. Как показали исследования, специальное обучение слушанию благотворно влияет на развитие речевого слуха, речевой памяти, на формирование устной речи, в частности, ее выразительности, на усвоение норм произношения и правописания.

Слушание - процесс внутренний, он не всегда управляется учениками.

Слушание представляет собой активный мыслительный процесс, направленный на восприятие, узнавание и понимание речевых сообщений. Естественно, что смысловое восприятие речи зависит от того, насколько понятно, ясно высказывается учитель, от темпа, громкости, от того, какими приемами усвоения информации на слух владеют ученики и т.д.

Страницы: [1]
  Печать  
 
 

SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2