|
Основы организации пропаганды безопасности дорожного движения в дошкольных учреждениях, учебных заведениях
Лекционная работа по БДД является одной из форм профи¬лактической деятельности Го¬сударственной инспекции безо¬пасности дорожного движения. Одной из наиболее эффективных форм этой работы является про¬ведение так называемых «блиц-занятий» Компенсировать, в определенной мере, серьезные пробелы в обучении детей мож¬но с помощью обучающею ми¬нимума «Пешеход на дороге», который рассчитан на проведение ежедневных «блиц-занятии» продолжитель¬ностью 3-5 минут. Занятие проводит учитель, урок которого проводится (независимо от пред¬мета и темы урока) последним по расписанию, за счет времени последнего урока или дополнительного времени. Обучающий минимум представляет со¬бой перечень вопросов с ответами на них. Тематика непосредственно связана с действиями пешехода на дороге. Почему «блиц-занятия» необходимо проводить ежедневно? Ежедневные за¬нятия призваны выработать у детей некий позитивный стереотип: настраивать¬ся при выходе из школы на необходимость разумного поведения по пути домой, задуматься о возможных опасностях. Но если занятия проводить формально, что называется «для галочки», то необходимого результата не будет! Главное -учащиеся должны понять и зафиксировать правильный ответ, не запоминая его механически, а понять смысл действий, заключенных в правильном ответе. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С УЧАСТНИКАМИ ДОРОЖ¬НОГО ДВИЖЕНИЯ. «Блиц-занятия» способствуют выработке у детей критического отношения к поступкам сверстников и взрослых. Нарушающих правила, не обладающих навыками безопасного поведения ни дороге. Наконец, у детей появляется «им¬мунитет» к нарушениям ПДД и к подражанию нарушителям. Их суть состоит в напоминании правил дорожной безопасности непосред¬ственно перед тем, как дети начинают собираться домой после школьных заня¬тий. В дошкольных учреждениях «блиц-занятия» проводятся с детьми в присут¬ствии их родителей Внимание детей целенаправленно фиксируется на правилах перехода конкретных улиц, опасных участков дорог, так называемых «ловушек», которые на первый взгляд кажутся простыми и безопасными. Дети вспоминают места расположения светофоров и перекрестков. Инспек¬тора дают им соответствующие разъяснения о том, как правильно переходить дорогу, рассказывают о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных на близлежащей к школе территории. Затем детей, которые особенно отличаются импульсивностью, подвижно¬стью, рискованным поведением просят подробно рассказать о своем пути из школы домой. При этом проверяется их внимательность, осторожность, знание мест расположения светофоров, дорожных знаков и переходов, правил дорож¬ной безопасности. Лекционная пропаганда проводится и в педагогических коллективах школ, и детских дошкольных учреждений. Инспектора не только разбирают каждый случай ДТП с участием детей, но и рассказывают об опасных участках дорог на прилегающих к школам и дошкольным учреждениям территориях, оказывают содействие в пропаганде дорожной безопасности при проведении учебных за¬нятий на специально оборудованных для детей автоплощадках и в тематических уголках по безопасности дорожного движения. Учащиеся 1-4 классов должны знать: 1. Элементы дороги и их назначение - проезжая часть, тротуар, раздели¬тельная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюрного камня и пешеходных ограждений. 2. Что такое остановочный путь и его составляющие. 3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подзем¬ный, надземный). Обозначение переходов. Правила пользова¬ния переходами,
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного пере¬хода или перекрестка. 5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нере¬гулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части по ним.
6. Значение сигналов свето¬фора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. 7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транс¬портных средств. 8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки. 9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движе¬нии в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта. 11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила пере¬хода через железнодорожные пути.
|