Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?
Перечислим лишь несколько условий:
• успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
• планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
• привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
• привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен;
• демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей;
• оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Кроме того, педагог должен понимать, что:
• стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть готовым к любым неожиданностям;
• его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники
• часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим;
• достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.
Основным для компетентностного подхода является новое для отечественной педагогики понятие «компетенция».
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации.
В некоторых случаях использование тех или иных форм и методов обучения может привести к формированию своего рода псевдокомпетенций, способных лишь нанести вред учащемуся в дальнейшей жизни. Например, ученик получает задание написать конспект или реферат, при чем цели учителя могут быть разными: научить ребенка работать с информацией, научить навыкам конспектирования и т.д. Но эти цели чужды ученику, а тема реферата, возможно, не очень интересна. Вместо того чтобы решать исследовательскую проблему, ученик решает другую, актуальную для него проблему: как представить удовлетворяющий учителя продукт и получить хорошую отметку (списать «реферат» из одной книги, позаимствовать у друга, скачать текст из Интернета). Формируется своего рода псевдокомпетенция
– умение представить вместо необходимого результата деятельности «фиктивно-демонстративный» продукт.
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»