Сообщество педагогов Костромского района
МММЦ => Развивающее обучение => Тема начата: Иванова от 17 Октября 2010, 11:28:26
-
Карта адаптации первоклассника
Критерии адаптации
1. Социально-психологическая адаптация первоклассника :
50-60% детей адаптируются в первые 2-3 месяца
30% детей адаптируются до конца первого полугодия
У 14% детей адаптация длится до года.
Интеллектуальная готовность
Наличие широкого кругозора и запаса знаний
Сформированность начальных умений учебной деятельности
Дифференцированность восприятия как основа мышления
Планомерность восприятия
Развитое наглядно-образное мышление
Хорошая ориентировка в пространстве и времени.
Хорошая память.
Интеллектуальная активность
(умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности).
Развитие фонематического слуха.
Развитие мелкой моторики
(владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования).
Предпосылки абстрактно-логического мышления.
Личностная готовность (мотивационная готовность)
Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.
Развитие познавательных критериев, любознательности.
Развитие желания ходить в школу.
Произвольное управление своим поведением.
Объективность самооценки.
Социально-психологическая готовность
Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти своё место в нём).
Развитие потребности в общении.
Умение подчиниться правилам и нормам.
Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Эмоционально-волевая готовность
Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдельных последствий своей деятельности).
Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).
Произвольная регуляция внимания.
Умение продлить действия, приложив к этому усилия.
Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня.
Эмоционально-волевая готовность
Таблица, отражающая успешную-неуспешную адаптацию первоклассника
Успешная адаптации: Дезадаптация
В школе нравится В школе не нравится
Идёт с удовольствием Идёт в школу с уговорами
Охотно рассказывает о своих успехах и неудачах Не хочет рассказывать как о неудачах. Так и об успехах
Понимает, что главная цель пребывания в школе - учение Главную цель пребывания в школе видит не в учёбе
Активен Пассивен
Жизнерадостен Подавлен, плаксив
Любопытен Инертен, интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.
Редко простужается Часто чувствует недомогание, капризничает, появляется температура
Хорошо спит Тревожный сон, тяжёлое пробуждение
Почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле Часто жалуется на боль в животе, голове, плохой аппетит
Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), Неадекватное беспокойство, неумение обслужить себя
При необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
Тревоги, страхи , замкнутость или крикливость, драчливость, при любом замечании плачет, устанавливает дистанцию в отношениях с учителем и другими взрослыми в школе.
Уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), Чаще находится за своей партой
У первоклассника появились друзья-одноклассники, и он знает их имена.
Не может найти себе товарища
Нравится учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
Боится учителя
На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Хочет вернуться в детский сад
Рисование картинки на тему «Я в школе»
Карта действий учителя в адаптационный период
Действия учителя в адаптационный период
Устранение психоэмоциональной нагрузки
Устранение эмоционального дискомфорта
Здоровье сберегающие технологии
Проведение уроков в нестандартной форме
Организация игрового пространства в классе
Организация пространства для отдыха (ковёр, диван, кресло)
Частые поощрения
Установление зрительного, тактильного контакта
Применение игровых моментов
Консультирование родителей по вопросам адаптации