Подготовка и проведение разновозрастного урока включает несколько этапов.
1-й этап - организационный
На данном этапе выбираются предмет, тема урока, определяется дата его проведения, совершается инструктаж по содержанию урока и подбору учебного материала.
2-й этап - подготовительный
На этом этапе старшеклассники собирают и обрабатывают материал, совместно с учителем продумывают систему заданий для отработки материала, строят урок; выбирают ведущих учителей, распределяют остальные роли (консультантов, экспертов); педагог проводит консультации старшеклассников; готовятся необходимые наглядные средства и средства обратной связи.
3-й этап - практический (проведение урока)
В начале урока, сразу после короткого инструктажа педагога, разъясняющего старшим и младшим ученикам их задачи и определяющего временной регламент для каждого вида работ, “учителя” приступают к исполнению своих обязанностей. В большинстве случаев дети работают на протяжении урока, не обращаясь за помощью к взрослому учителю.
4-й этап - рефлексивный (анализ итогов разновозрастного урока)
На этом этапе старшеклассники и младшие школьники работают отдельно. Происходит всестороннее обсуждение урока; учитель оценивает учащихся, создает ситуацию успеха; выдвигаются идеи будущих уроков. Подведение итогов осуществляется, например, в форме сочинения, ответов на специально заготовленные педагогом вопросы, устного разговора (обмена мнениями). Главное - осмыслить и проанализировать урок.
На уроках разновозрастного сотрудничества дети объединяют свои усилия в решении задач и упражнении навыков. Благодаря этому у младших школьников быстрее формируются понятия, умения, навыки; возрастает объем усваиваемого ими материала и глубина его понимания; уменьшаются дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания); возрастает познавательная активность, творческая самостоятельность учащихся, сплоченность класса: дети лучше понимают друг друга и самих себя; повышается самокритичность: ребенок, имеющий опыт совместной работы с другими детьми, точнее оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; дети получают большее удовольствие от учения, комфортнее чувствуют себя в школе, снижается школьная тревожность Старшеклассники, помогавшие младшим товарищам, относятся теперь к труду учителя с большим уважением.
|