|
Для вас предлагается программа элективного курса "Экологическая химия гидросферы"
МОУ ЗАРУБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА КОСТРОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Программа Элективного курса по химии 9 класс Тема: «Экологическая химия» Модуль I «Экологическая химия гидросферы» Составила: учитель химии Щепина Ирина Юрьевна п. Зарубино, 2006 год Элективный курс по химии. 9 класс. Название курса: «Экологическая химия». Модуль 1. «Экологическая химия гидросферы» 1. Пояснительная записка. Данный элективный курс рассчитан на 12 часов, 1 раз в неделю. Элективный курс помогает взглянуть на проблему современного состояния гидросферы глазами эколога-химика. По окончании курса учащиеся поймут, что экологические проблемы порождает не наука химия как таковая, а использование ее результатов и достижений экологически неграмотным человеком. В ходе курса ребята делают анализ воды местных природных источников, водопроводной воды и предлагают способы ее очистки, дают свои рекомендации по улучшению экологического состояния водных источников. Данный элективный курс поможет будущим выпускникам сориентироваться в выборе профиля и будущей профессии. При успешной апробации возможно продолжение элективного курса вторым модулем «Экологическая химия литосферы», целью которого является изучение почвы. П модуль строится аналогично первому. Цель курса: Помочь учащимся осознать ценность и значимость гидросферы, освоить навыки исследовательской работы в природе, подготовить учащихся к осознанному выбору профильного обучения предмета — химия. Задачи курса: 1. Формирование практического значения химии через выполнение практических работ. 2. Ознакомление учащихся с основными загрязнителями воды. 3. Изучение способов анализа природной воды и методов ее очистки. 4. Обобщение и анализ знаний о влиянии различных веществ на организм человека. 5. Формирование и укрепление межпредметных связей. 6. Знакомство учащихся с профилями, связанными с химией, организация и проведение профориентационной работы. 7. Развитие практических навыков и умений по правильному применению, использованию и очистке природной воды. П. Основное содержание курса «экологическая химия гидросферы». Программа. Тема 1: «Жизнь водоемов». (5 часов) Гидрологический цикл. Чистая и загрязненная вода. Эуротрофикаци водоемов. Сточные воды и их обработка. Тема 2: «Загрязнители воды». (5 часов) Металлы как загрязнители воды. Ртуть. Свинец. Кадмий. Теплово загрязнение. Хлор и фосфорорганические соединения. Поверхностно активные вещества. Пластмассы. Нефть. Кислотные дожди. Практическая часть: 1. Определение: рН интенсивности запаха, прозрачности, кислородаразных форм углекислот (СО2, СОз2",НСОз'")» скрытой и активно! кислотности воды. 2. Отстаивание. Фильтрование. Сорбция активированным углем. Коагуляция. Нейтрализация. Осаждение и ионный обмен (обнаружена и осаждение ионов (Men+), Cl1', SO42\ РО43", NO3'", NO2'", Н1+, NH41+). Ш. Тематическое планирование элективного курса «Экологическая химия гидросферы».
№ п.п Поурочное содержание курса Форма деятельности на занятиях сроки 1. Водная оболочка Земли. Мини-лекция, беседа, групповая работа. 2. Чистая и загрязненная вода. Диалог, рассказ, экскурсия, домашний эксперимент. 3. Практическая работа №1. Групповая, индивиду-
«Определение: прозрачности, запаха, рН воды». альная работа.
4. Практическая работа №2. Групповая, индивиду-
«Определение: наличия кислорода, скрытой и активной кислотности воды». альная работа.
5. Практическая работа №3. Групповая, индивиду-
«Определение разных форм углекислоты (СО2, СОз *, НСОз1')». альная работа.
6. Металлы как загрязнители воды. Ролевая игра, доклады учащихся. 7. Другие загрязнители воды. Работа в микрогруппах, доклады учащихся, домашний эксперимент. 8. Практическая работа №4. Групповая, индивидуальная работа.
«Фильтрование и отстаивание. Сорбция активированным углем».
9. Практическая работа №5. Групповая, индивидуальная работа.
«Нейтрализация и коагуляция».
10. Практическая работа №6. Групповая, индивидуальная работа.
«Осаждение и ионный обмен».
11-12 Подведение итогов по результатам обследований. Создание рекомендаций по использованию воды. 1У. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся: После изучения данного курса учащиеся должны знать: 1. Состав гидросферы и гидрологический цикл водоемов. 2. Отличие загрязненной воды от чистой. 3. Методы анализа воды и способы ее очистки .должны уметь:
1. Определять на практике конкретных загрязнителей воды местных источников. 2. Проводит анализ воды по конкретным методикам. 3. Делать вывод о состоянии воды местных природных источников и водопроводной воды, предлагать методы и способы ее очистки. 4. Давать конкретные рекомендации по улучшению их экологического состояния. 5. Работать в группе, с дополнительной литературой. 6. Выделять главное, структурировать информацию. 7. Работать во времени. 8. Составлять отчет о проведении эксперимента, исследования, наблюдения. У. Форма аттестации учащихся: 1. Домашний (индивидуальный) эксперимент с отчетом. 2. Рефераты. 3. Исследовательская работа. 4. Опорные конспекты. 5. Творческий отчет во время проведения Недели химии и биологии. 6. Компьютерные презентации. Предлагаемые темы: ■ Рефератов 1. Экологическое состояние реки Волга в конкретном месте (или другого местного источника, водопроводной воды в конкретном населенном пункте.) 2. Некоторые изменения в гидросфере, в местных природных источниках и водопроводной воде, произошедшие за последние 10 лет.(Анализ воды и почвы проводились и ранее на занятиях кружка). 3. Состояние водоема как показатель состояния экосистемы. 4. Исследование влияния различных факторов на качество воды (в конкретном месте). 5. Исследование состояния водоема (конкретного) в разных температурных условиях (осень и зима, зима и весна, осень и весна). 6. Основные загрязнители гидросферы и борьба с ними.
|