|
Ребёнок приходит в школу, имея уже сложившуюся самооценку. Она начала складываться с момента рождения и уже к концу младенчества представляла собой переживание или ощущение собственной значимости, ценности, или, напротив, незначительности, никчёмности. Психологи называют это «общей самооценкой». Полярность этого переживания зависит от всей истории отношений в семье. Оценочная самостоятельность ( в рамках конкретных самооценок процесса и результатах собственного учения), которую можно и должно воспитать в школе, включает две составляющих: собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы и владение способом оценивания, принятым в данном обществе.» Г.А. Цукерман.
К концу первого года при благоприятных условиях большая часть детей класса могут: - сравнивать действие и результат с готовым образцом; - по заданным критериям оценивать свои действия и соотносить свою оценку с оценкой товарища, учителя; - предъявлять на оценку свои достижения по заданному критерию; - отделять известное от неизвестного в знаниях, задавать «умный» вопрос. В целом, итогом первого этапа контрольно-оценочной самостоятельности есть выработанные совместно «правила оценочной безопасности» и адекватная самооценка учащегося.
На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки младшие школьники могут: - определять возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте; - устанавливать возможные причины возникающих ошибок и намечать план их индивидуальной ликвидации и коррекции; - классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы; - формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).
При правильной организации педагогической работы по формированию контрольно-оценочной самостоятельности младшие школьники к концу начальной школы осваивают основной цикл контрольно-оценочной деятельности и могут: - определять, то, что будет проверяться (работа с критериями); - составлять проверочные задания (в том числе, с «ловушками») под определённые критерии; - выделять сложность заданий, приписывать баллы сложности; - создавать (или подбирать) образец для проверки задания (работы); - сопоставлять полученные данные с образцом; - давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; - составлять (или подбирать) корректировочные задания, новую «индивидуальную» проверочную работу с последующим их выполнением; - переводить (по необходимости) свои формализованные оценочные шкалы в общепринятую пятибалльную систему оценивания.
|