|
месте. Но это не значит, что на занятиях необходимо ограничиться разбором толь¬ко этих двух ситуаций. Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, его окликнул друг, он увидел знакомого — и сразу забыл об опасности. К факторам, провоцирующим участие детей в ДТП, относят: * рассеянное внимание (клетки коры головного мозга у ребен¬ка легко истощаются, поэтому быстро наступает состояние утом¬ления и рассеянности); * игнорирование правил поведения на улице; * плохой обзор во время непогоды (раскрытый зонт, поднятый воротник, надетый капюшон); * плохое дорожное покрытие; * неустойчивое эмоциональное состояние; * игнорирование транспортных средств, представляющих осо¬бую опасность; * узкий угол зрения: у 6-летнего ребенка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого человека, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20—22°, а в вертикальной — 12—15° (рост угла зрения продолжается до 20 лет); — медленная реакция (время от начала обнаружения опас¬ности до начала действия у ребенка значительно больше, чем у взрослого: у взрослого — 0,6—0,8 с, а у дошкольника — 1,3—1,5 с); при этом, чем опаснее ситуация, тем мед¬леннее и не правильнее ребенок принимает решение, час¬то теряется); — отсутствие контроля взрослых (появление на дороге ре¬бенка без сопровождения взрослого должно привлечь вни¬мание всех участников дорожного движения и восприни-маться ими как чрезвычайное происшествие). ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В вашей семье растет малыш. Пока он делает первые шаги, его маленькая теплая ладошка доверчиво лежит в вашей надежной руке. Впереди у него большая дорога жизни и вы должны помочь пройти ее без потерь. Знакомить малыша с ПДД следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент во дворе, на улице. При этом будьте сами внимательны и аккуратны, находясь с ребенком на проезжей части, соблюдайте следующие правила: * при перевозке ребенка в коляске, санках пересекайте проез¬жую часть только в установленных местах, убедившись в безопас¬ности перехода (в темное время суток водитель может не заметить, что на расстоянии 1—1,5 м от взрослого едут детские саночки); * подходя к дороге, крепко держите малыша за руку, переходи¬те дорогу спокойным шагом; * при переходе дороги с ребенком на руках, держите его так, чтобы он не мешал контролировать ситуацию на дороге; * при выходе из общественного транспорта 'возьмите ребенка на руки или выходите впереди него. ПОМНИТЕ! Не будьте равнодушными прохожими, помогите маленькому пешеходу, оказавшемуся в трудной ситуации на до¬роге. Удержите его от шалостей и опрометчивых действий. Особенности обучения детей ПДД Анализ 600 ДТП, в которых пострадали дети, показал, что 80% из них произошли в радиусе одного километра от их дома, т.е. в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движе¬ния транспорта, места пешеходных переходов, установки светофо¬ров, заведомо опасные участки. И хотя в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по изучению ПДД, привлекая сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специаль¬ные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие основы безопас¬ного поведения на дорогах, ситуация к лучшему не изменяется. Более того, из года в год детский травматизм растет, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредствен¬ной близости от дома. Большинство родителей, видя опасное для жизни и здоровья поведение своих детей, прибегают, как правило, к брани, много¬словным предупреждениям и даже наказаниям. Однако такой ме¬тод не дает эффекта, ведь ребенок 3—5 лет (а часто и старше) не осознает опасности: для него транспорт — приятное средство пе¬редвижения, а не источник угрозы. Ничто так не влечет малыша, как автомобиль, будь то игрушечный или настоящий. Между тем, детей можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию, внушить, что проез¬жая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр, и еще до того, как они пойдут в школу, сформировать умение ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть доста-точно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара. Терпение и настойчивость — вот что станет эффективными средствами в обучении детей, то, чего нам так не хватает в по¬вседневной жизни, то, чем необходимо запастись ради сохране¬ния жизни и здоровья собственного ребенка. Скорость движения, плотность транспортных потоков на ули¬цах и дорогах современных городов быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасно¬сти движения становится все более важной государственной зада-чей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблагов¬ременная и правильная подготовка самых маленьких наших пе¬шеходов, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения. По данным ГИБДД, основными факторами, провоцирующими не¬счастные случаи на дорогах, являются: — переход проезжей части в неустановленном месте (вне пе¬шеходного перехода); — неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства; — нетрезвое состояние водителей и пешеходов. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. При¬водит к этому незнание элементарных основ ПДД и безучастное отношение взрослых. Предоставленные самим себе дети, особен¬но младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно опреде¬лить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, пе¬реоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть воз¬можность возникновения опасности в быстро меняющейся до¬рожной обстановке, поэтому безмятежно выбегают на дорогу пе¬ред остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствую¬щего воспитания и обучения ребенка. Для этого важно знать, что: * начиная с 3—4лет: — дети могут отличить движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют, уверен¬ные, что машина может остановиться мгновенно; * начиная с 6 лет: — обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что мо¬гут обнаружить взрослые; большинство не определяют, что движется быстрее: вело¬сипед или спортивная машина; еще не умеют правильно распределять внимание и отде¬лять существенное от незначительного (мяч, катящийся по проезжей части, может отвлечь их от всего остального); * начиная с 7лет: — уверенно отличают правую сторону дороги от левой; * начиная с 8лет: — уже могут реагировать мгновенно, т.е. тут же останавли¬ваться, когда их окликнут; — у них начинают формироваться основные навыки езды на велосипеде: теперь дети постепенно учатся объезжать пре¬пятствия, делать крутые повороты; они могут определить, откуда доносится шум; учатся понимать связь между величиной предмета, его уда¬ленностью и временем (знают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится); — могут отказываться от начатого действия: ступив на про¬езжую часть, вновь вернуться на тротуар; — но по-прежнему не распознают возможные опасные ситу¬ации. Правила перевозки детей в автомобиле Примерно каждый третий ребенок, ставший жертвой ДТП, на¬ходился в качестве пассажира в автомобиле. Это доказывает, как важно соблюдать следующие правила: * пристегиваться ремнями необходимо абсолютно всем, кто на¬ходится в автомобиле, в том числе в чужом, даже при езде на короткие расстояния (если это правило автоматически выполня¬ется взрослыми, то оно легко войдет у ребенка в привычку); * дети должны занимать самые безопасные места в автомоби¬ле: середину или правую часть заднего сиденья, так как отсюда в случае аварии можно безопасно выйти прямо на тротуар; обяза¬тельно пользуйтесь автокреслами; * как водитель или пассажир вы являетесь для детей примером для подражания, поэтому не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения, не обрушивайте на них поток про¬клятий, а спокойно объясните ребенку, в чем их конкретные ошибки (не бойтесь признавать, объяснять детям и исправлять свои собственные ошибки); * во время длительных поездок чаще останавливайтесь: детям не¬обходимо двигаться, сидя долго на одном месте, они будут стараться освободиться от ремней или отвлекать ваше внимание от дороги; * автомобиль, несмотря на свою привлекательность для детей и удобство для их перевозки, не должен быть единственным сред¬ством передвижения. Прибегайте почаще к альтернативному транспорту (автобусу, железной дороге, велосипеду, ходьбе) - - это способствует развитию у детей наблюдательности, двигательно-координационных навыков, умения контролировать ситуацию. ПОМНИТЕ! Чтоб никогда не попадать в сложные ситуации, надо знать и соблюдать правила движения! Тест для родителей Чтобы определить, насколько вы, уважаемые родители, заинте¬ресованы в обучении ваших детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, от¬ветьте на вопросы предлагаемого теста. 1. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД: а) до 3 лет; б) еще до школы; в) в школе; г) с 10 лет? 2. Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих про¬граммах по ПДД: а) готовы; б) не готовы; в) возможно? 3. Как вы относитесь к соблюдению ПДД: а) действую, как мне удобнее и быстрее; б) стараюсь соблюдать; в) всегда соблюдаю. 4. Есть ли в семье автомобиль: а) да; б) нет? 5. При поездке в автомобиле, где обычно находится ваш ребе¬нок-дошкольник: а) на переднем сиденье; б) стоит позади передних кресел; в) сидит на заднем сиденье; г) сидит в автокресле на заднем сиденье? 6. Как обычно вы общаетесь с ребенком на тему безопасности на дороге: а) говорю, чтобы был внимателен на дороге; б) обсуждаем маршрут движения; в) ребенку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД? 7. С кем гуляет ваш ребенок: а) один; я наблюдаю из окна: б) гуляем вместе: ребенок играет, я сижу на лавке и разгова¬риваю с соседкой: в) нахожусь рядом с ребенком, контролирую ситуацию? 8. Как вы знакомите ребенка с ПДД! а) в форме игры; б) в форме советов и предостережений? 9. Есть ли у вас необходимая литература, игры по данной теме: а) есть; б) нет? 10. Обучение детей правилам безопасности на дороге — это задача: а) ГИБДД; б) детского сада; в) родителей. Акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!» Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мирощущение, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на дороге и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья. Одной из эффективных форм работы по взаимодействию и раз¬витию взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения может стать проведение акции «Водитель! Сохрани мне жизнь!»*, направленной на снижение детского дорожного травма¬тизма. Дети в письмах и рисунках рассказывают водителям, в числе которых и их родители, о себе. Они обращаются к тем, на ком лежит главная ответственность за их жизнь и здоровье. Удиви¬тельно, насколько тонко чувствуют дошкольники дорожные про-блемы! Как точно подмечают даже, казалось бы, незначительные детали. То, что упускаем мы, взрослые, ребята до мелочей ото¬бражают в своих работах. Что же тревожит маленьких пешеходов? Как относятся они к водителям? Чего от них ждут? С детской непосредственностью юные участники дорожного движения стре¬мятся убедить водителей в необходимости соблюдения ПДД. При¬ведем в качестве примера самые пронзительные детские письма. «Дорогой водитель! Я обращаюсь к вам с просьбой, чтобы вы соблю¬дали правила дорожного движения. Пожалуйста, не сбивайте нас, про¬пускайте. А еще я прошу не ездить на большой скорости. Берегите нас, ведь все мы — ваши дети». «Помните о нас, о маленьких пешеходах, наших братишках и сест¬ренках. Я хочу, чтобы все мы оставались живы и здоровы». «Водитель, не превышай скорость на дороге... Даже если вы куда-то спешите, то все равно ездите по правилам дорожного движения». Такие просьбы о помощи никого не могут оставить равнодуш¬ными. Исследования фактов и последствий ДТП указывают на то, что дети дошкольного и младшего школьного возраста становят¬ся нарушителями ПДД не сознательно, а в силу особенностей своего психофизиологического развития. Вот подтверждение ска¬занному... «Дети — это фантазеры и мечтатели. Мы не можем постоянно быть внимательными. Идя из школы или в школу, мы часто о чем-то мечтаем. И мы можем не заметить красный свет светофора. И тогда трагедия... Водитель! Будь внимателен! Ведь твои дети тоже мечтатели».
|