|
В настоящее время на переходе из начальной в основную школу возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, детей заблаговременно необходимо подготовить к новым требованиям основной школы. С другой стороны, эта подготовка не должна осуществляться в тех формах, которые практикуются в нынешней основной школе. Как разрешить это противоречие? Мы считаем, что на переходе от начальной к основной ступени образования необходимо построить новые формы образования, органически сочетающие черты начального образования, НО качественно отличные от тех, и от других. Фактически перед учителями, работающими с 5-6 классами, стоит задача : поиск новых форм организации взаимодействия учебного и воспитательного процессов. Согласно рекомендациям Минобразования РФ один из предметов учебного плана в период адаптации 5 класса должен вести учитель начальных классов, и классное руководство остаётся за учителем начальной школы. В школе начат эксперимент по выстраиванию разновозрастного сотрудничества 1и 5 классов, как единого коллектива. Я являюсь классным руководителем 1и 5 класса, преподаю в 5 классе литературу и учу 1 класс. Интересен опыт организации совместных уроков 5 и 1 классов. Не менее нова и интересна организация воспитательной работы в нашем сообществе. Первый опыт работы с малышами пятиклассники приобрели, будучи ещё в 4 классе, когда помогали мне планировать и проводить занятия с будущими первоклассниками в «Малышкиной школе». Требовался учительский такт, чтобы, не ограничивая инициативу и большое желание заниматься с любознательными Почемучками, дать понять их «маленьким учителям», что есть Программа, предполагающая не просто набор интересных заданий, а планомерная система работы по развитию дошкольников. Когда мои надёжные помощники осознали это, то мне стало легче планировать вместе с ними и воспитательную работу. Ещё в августе мы создали модель ученика начальной школы, и стало ясно, какие качества личности необходимо развивать у наших первоклассников. Начались общие сборы-планёрки, совместные классные часы, подготовки к мероприятиям. Нам помогает строить работу проектный метод, позволяющий определить тему, поставить цели, наметить задачи, распланировать дело и распределить обязанности. Всем этим на конец года владеют уже и наши первоклассники. Но поначалу мы встретили трудности и непонимание со стороны родителей малышей, ведь они думали, что придут на праздник, как в детском садике, полностью готовом и отрепетированном. Оказалось, что надо приложить усилия: найти материал, обработать его, взять ответственность за определённый участок дела, быть инициативным, творчески подойти к исполнению своего участка работы. И из вклада каждого получается общее: праздник, поход, защита плаката, концерт, огонёк, диспут, костёр, пресс-конференция, тимуровская работа. Многим разным формам работы мы научились. Пятиклассники ощущают себя взрослыми, ответственными, наставниками; нежно и трепетно опекают своих подопечных, но бывают и по-взрослому требовательны и строги. Первоклассники с утра ждут прихода вожатых, чтобы рассказать о достижениях, попросить помощь, поделиться своими детскими секретами. Они уважают пятиклассников и защищены ими в школе. Чтобы научить жить и работать в разновозрастном коллективе, иметь понятие о социальных ролях, владеть способами выхода из конфликтных ситуаций мы организовали мастерскую «Факел». Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют работу 5 и 1 классов в нужное русло. Дети учатся осуществлять выбор пути исследования, выбор средств достижения цели, выбор темпа работы, выбор формы предъявления результата. Повышается уровень организаторских способностей детей: первоклассники пробуют проводить заседания клубов по интересам, а пятиклассники --- общешкольные мероприятия. Анкетирование показало, что и в 1 и в 5 классах повысился уровень активности, интереса, мотивации, самостоятельности и ответственности, как в учебной деятельности, так и в отношении к внеклассным делам.
Успешное развитие ученического коллектива невозможно без квалифицированного участия всего педагогического коллектива. Замысел проекта «Классный руководитель – лидер команды педагогов класса» вырос из понимания того, что воспитательные влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, могут вступать в противоречия. Я, как классный руководитель 1 и 5 классов координирую работу творческой группы педагогов, работающих в 1и 5 классах и осваивающих технологию развивающего обучения.
|