|
Исследование школьников 32х стран с помощью теста PISA - 2000 было направлено на то, чтобы дать управленцам каждой страны объективные основания для принятия стратегических решений о направлениях образовательной политики. Когда были опубликованы результаты теста PISA - 2000, многие педагогические сообщества пережили шок: международные сравнения выявили болевые точки образовательной системы каждой страны и помогли сформулировать диагноз. Получив эти результаты и оправившись от шока, страны, участвовавшие в тесте PISA - 2000 и получившие нелестные для себя результаты, перешли к действиям. Основные сведения об исследовании PISA . Общая характеристика Стандартизированная оценка подготовки подростков 15 лет. Материалы разработаны совместно странами-участницами международной программы. Проводится в 32 странах, 28 из которых являются членами ОEСD. Ключевой целью исследования являлось получение данных для ответа на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Важно отметить, что при этом авторами исследования, безусловно, имеется в виду полноценное функционирование выпускника в современном постиндустриальном обществе, предъявляющем требования не столько к номенклатуре освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько к кругу проблем, которые он может решать (или в решении которых у него имеется определенный опыт). Содержание Исследование подготовки учащихся проводится по трем направлениям: "грамотность чтения", "математическая грамотность" и "естественнонаучная грамотность», «компетентность в решении проблем». Методы Используется письменная форма контроля (тесты). На выполнение теста ученику отводится два часа (120 минут). В тесты включены задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ Выделены три уровня математической компетентности, которые являются опорой при отборе содержания проверки. Первый уровень включает - воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений; второй уровень - установление связей и интеграцию материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи; третий уровень - математические размышления, требующие обобщения и интуиции. "Естественнонаучная грамотность" Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. "Грамотность чтения" Грамотность чтения - способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Таким образом, термин "грамотность чтения" имеет широкий смысл. Не предполагается в явном виде проверять технику чтения. Цели исследования отражают современное представление об умении "грамотно читать". Согласно этому представлению, выпускник основной школы должен понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. Запрос на компетентных выпускников школ был сформулирован не педагогическим сообществом, а современным рынком труда. В сегодняшнем производстве компетентными оказываются те, кто свои знания и умения может применять в ситуациях нестандартных, недоопределенных, где приходится действовать с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия и учитывая точки зрения партнеров реальных и потенциальных. Компетентность - это такое качество знаний и умений выпускника школы, которое связано, прежде всего, с гибкостью, широтой переноса и устойчивостью к противоречию и неопределенности. Компетентность проявляется в ситуации применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались. Тесты компетентности оценивают не объем знаний, умений, навыков (ЗУНов), а то, стали ли эти ЗУНы реальными инструментами мышления и действия
|