|
Повторительно-обобщающий урок по материалу 6 класса Математика и правила дорожного движения
Цель
1. Повторить действия с обыкновенными десятичными, периодическими дробями, рациональными числами, зада¬чи на проценты, пропорции и отношения, скорость, время, расстояние. 2. Напомнить учащимся правила поведения на дорогах, воспитывать аккуратность, развивать познавательную ак¬тивность, мышление, расширять кругозор. Оборудование: магнитофон, фоно¬граммы со звуками машины, фрагментами песни «Светофор», карта с задачами, буквы для расшифровки слов, плакаты к задачам и записи на доске, творческие работы учащихся по указанной теме.
Ход урока
Фон: фонограмма звука трогающегося с места авто¬мобиля.
Учитель: С каждым годом увеличивается количество транс¬порта на дорогах. Мы настолько привыкли к машинам, что порой забываем, что это источник повышенной опасности. Сегодня на уроке нам с вами предстоит рассмотреть эту проблему, сделать некоторые математические расчеты, применив все, что мы изучили раньше и, конечно же, сделать выводы. Итак, начнем с короткой информации. Будьте внимательными!
Фронтальная работа Запись на доске:
1. 17 августа 1896 г. 2. 35 000 чел. 1/20 часть 3. 1/10 4. 1961 г.
Вопросы 1. Первое официально зарегистрированное дорожно-транспортное происшествие произошло в Великобритании 17 авгус¬та 1896 г. Автомобиль, который двигался со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на пешехода. Сколько времени прошло с тех пор? (110 лет 1 мес.) 2. Ежегодно в России от дорожно-транспортных происшест¬вий гибнет 35 000 чел., 1/20 часть составляют дети. Сколько детей ежегодно гибнет по причине ДТП? (1750 чел.) 3. Округлите это число до тысяч. Вы получите 1/10 того количества детей, которые ежегодно получают травмы в ДТП. Чему равно это количество? (20 000 чел.) 4. Единые для всей страны Правила дорожного движения в СССР были введены в 1961 г. Сколько лет существуют эти единые правила? (45 лет) Учитель: Правила существуют давно, но несчастные случаи на дорогах все же происходят. Давайте проанализируем причины некоторых из них, совершив экскурсию по улицам города. (Далее работа идет по схеме, задачи прикреплены к ней. Учащиеся по мере продвижения читают условия и решают задачи.)
Мы находимся в пункте А и нам необходимо пересечь дорогу.
Задача № 1 Ширина дороги 6 м. Скорость пешехода 5,5 км/ч. На ка¬ком расстоянии от пешехода должна находиться машина, движущаяся со скоростью 72 км/ч, чтобы пешеход успел спокойно пересечь дорогу? (При необходимости резуль¬таты округлить до десятых.)
Решение: 1. 5,5 км/ч =5,5 х 1000= 55 = 1,52(7) м/с – СКОРОСТЬ ПЕШЕХОДА, ПРИМЕРНО 1,5 М/С 3600 С 36 2. 72 км/ч=72 х 1000= 720 = 20 м/с – скорость автомобиля 3600 с 36 3. 6 м: 1,5 м/с = 60:15 = 4 (сек) — время перехода дороги 4. 20 м/с х 4 с— 80 (м) — расстояние, пройденное автомобилем за 4 секунды Ответ: расстояние должно быть более 80 м.
Учитель: Предположим, что мы оценили расстояние и на¬чали переходить дорогу. Защищены ли мы от беды? Какая еще опасность нас может подстерегать?
Ученик: Никогда нельзя забывать, что за одной машиной может быть скрыта другая, двигающаяся в том же направле¬нии. При этом вторая машина, которая нам не .видна, едет еще быстрее и обгоняет первую. Невнимательный пешеход может попасть под ее колеса. Особенно опасен крупногаба¬ритный транспорт, даже если он стоит. Ведь из-за него не видно легковую машину.
Учитель: Двигаемся дальше. Железная дорога. Переезд. Познакомимся с некоторыми тревожными цифрами.
Ученик (зачитывает сводку по своему региону): В 2005 году на участке Приволжской ж/д произошло 20 дорожно-транспортных происшествий на переездах. Пострадал 21 че¬ловек, из них 8 погибли. На участках Астраханского отделе¬ния дороги за это время было 5 случаев ДТП на переездах.
Учитель: Кроме железной дороги на нашем пути еще два опасных перекрестка. Многие водители понимают это и час¬то на этих перекрестках уступают дорогу зазевавшимся пе¬шеходам. Но нельзя забывать, что машина может оказаться неуправляемой: откажет руль, тормоза и т.п., да и сами води¬тели не всегда бывают дисциплинированными.
Сводка ГИБДД за любое время по вашему району, городу, области Период Кол-во протоколов по нарушениям ПДД Кол-во водителей в нетрезвом состоянии С 12 по 18 января 350 13 С 9 по 15 февраля 230 5 С 9 по 20 марта 140 7 (Задачи №2 и №3 решаются одновременно у доски дву¬мя учащимися)
Задача № 2 Найти отношение количества правонарушений за одну не¬делю марта к количеству правонарушений за одну неделю ян¬варя. Выразить в процентах. Что оно показывает?
Решение: 1. 140=2=0,4 2. 0,4 х 100% = 40% 350 5 Ответ: 40% Задача № 3 На сколько процентов уменьшилось количество правонару¬шений за 1 неделю февраля по сравнению с январем?
Решение: 1. 350 — 230= 120. На 120 нарушений в феврале меньше, чем в январе.
2. 350 протоколов - 100% 350 =100 Х=120 х 100 = 34,3 % 120 протоколов – Х% 120 Х 350 Ответ: на 34,3% уменьшилось в феврале.
Учитель: Радует то, что по сводкам количество правонару¬шений снижается, но лихачей еще много! Внимание! Главная дорога.
Задача № 4 Допустимая скорость движения машины в городе 60 км/ч. При такой скорости тормозной путь машины равен 50 м. Представьте себе, что на дороге лихач и скорость его маши¬ны 100 км/ч. Каков тормозной путь этого автомобиля?
Решение: 60 км/ч — 50 м прямая пропорциональность 100 км/ч — X м 60 =50 Х=100 х 50 = 250 = 83 1/3 (м) 100 Х 60 3 Ответ: 83 1/3 м — тормозной путь при V = 100 км/ч
Учитель: Превышение скорости — наиболее распростра¬ненное правонарушение со стороны водителей. За это право¬нарушение водители почти во всем мире платят штраф.
Задача № 5 В какой стране строже наказание за этот вид нарушения?
Учитель: В России наказание строже, однако в Германии участники движения — и пешеходы, и водители — воспитаннее, чем у нас. А значит, пришло время сделать серьезный вывод. Сейчас его с вами расшифруем, решив следующие несложные примеры.
(Ответы примеров записаны на карточках. На обратной стороне карточки — буква. Ассистенты-ученики после устного ответа переворачивают нужную карточку и пе¬реклеивают их в один ряд.)
Ассистент читает: Осторожно! Дорога!
Итог урока:
1 ученик: Идея у урока 2 ученик: А может, не урока, 1 ученик: А может, не идея, 2 ученик: Но каждому ясна: 1 ученик: Не бегайте, не прыгайте И даже не играйте Там, где машины мчатся, Где ходят поезда. 2 ученик: Идущему вы транспорту Путь не перебегайте, Ведь транспорт — это транспорт И может сбить тебя! 3 ученик: Машины бывают разные, Черные, белые, красные, Но пешеходам не хочется На койке больничной ворочаться! 4 ученик: Не торопись! Постой! Секрет совсем простой: Надежны, как таблица умножения, Правила дорожного движения. 5 ученик: Не играй ты у дороги, нет, нет, нет. Не кати по трассе свой велосипед. Пешеходным переходом — да, да, да! — Только на зеленый свет иди всегда. 6 ученик: Самый малый знак дорожный — Он стоит не просто так, Будьте, будьте осторожны! Уважайте каждый знак! 7 ученик: Девчонки и мальчишки! Вы изучайте книжки О правилах движения. Их помните всегда!
Звучит фрагмент из песни (Светофор зеленый». Учитель: Выводы мы сделали и постараемся надолго за¬помнить, ну а к следующему уроку ваша задача — составить свою задачу по Правилам дорожного движения. Демонстрируется выставка работ учащихся по те¬мам предыдущих выпусков.
|