Logo
        
  Запомнить:

Страницы: [1]
  Печать  
Автор Тема: Система уроков по трилогии Корнилова В.Г. «Семигорье», «Годины», «Идеалист»  (Прочитано 3052 раз)
Рожина Жанна
Гость
« : 15 Марта 2009, 13:15:32 »

Материал предложен Коточиговой М.В. учителем русского языка и литературы МОУ Сандогорской средней школы

Система уроков по трилогии Корнилова В.Г. «Семигорье», «Годины», «Идеалист»
            (6 часов)

Образовательные цели:
- познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества писателя;
- знать историю создания трилогии, уметь видеть в ней отражение мыслей автора;
- осмыслить сюжет произведения, изображенных в нем событий, характеров, связь всех частей трилогии;
- развивать навыки комментированного чтения текста;
- развивать умение поиска ответа на проблемный вопрос, уметь самостоятельно готовить устное сообщение на тему.

Воспитательные цели:
- воспитывать интерес к произведениям региональной программы, любовь к родному краю и известным людям края;
- воспитывать нравственные идеалы человека на основе поступков героев произведения (честности, долга, доброты);
- воспитывать самостоятельное мнение и положительное отношение к прочитанному тексту.

1 урок. Тема: Костромской писатель, наш земляк Корнилов В.Г. Трилогия «Семигорье», «Годины», «Идеалист». Изображение истории страны в трилогии автора. Роман «Семигорье»- первая книга трилогии, посвященная родителям.
Цели урока:
- познакомить с этапами жизни и творчества писателя;
- дать понятие о жанре трилогии;
- создать условия для понимания роли писателя в литературе 20 века и роли произведения в освещении вопроса показа истории на страницах книги;
- развивать умение готовить устное сообщение.

Формы работы:
-слово учителя;
- беседа;
- работа с текстом книги;
- демонстрация портрета и книг писателя;
- выборочный пересказ.

Главы для анализа:
 «Утро» (Жизнь в деревне), «На новом месте» (Приезд Поляниных в деревню), «Женька» (Появление тракторов в деревне), «В праздник» (Как праздновали праздники в селе), «Перед лицом войны (сообщение о войне и реакция людей).

Домашнее задание.
   Пересказ сюжетных линий о Васенке (главы «Васенка», «В поле», «Губаниха», «Макар», «У Туношны», «Перед лицом войны») и Алеше Полянине (главы «На новом месте», «Чувства», «Юрочка», «Маленькая собачка», «У родных», «Перемены», «Любовь», «Перед лицом войны»).
   Характеристика героя романа ( Васенки и А.Полянина).

2 урок. Тема: Сюжетные линии романа «Семигорье». Алеша Полянин- главный герой романа. Автобиографические черты романа.

Цели урока:
-расширить представление о сюжете и композиции произведения;
- уметь видеть главного героя, уметь характеризовать героя с использованием плана,
- развивать устную речь учащихся, формировать навыки подготовки сообщения,
- находить автобиографические черты в описании главного героя.

Формы работы:
- сообщение,
- аналитическая беседа,
- работа с книгой,
- устное словесное рисование.

Главы для анализа:
Судьба Васенки («Васенка», «В поле», «Грибаниха», «Макар», «У Туношны», «Перед лицом войны»)
Образ Алеши Полянина («На новом месте», «Чувства», «Юрочка», «Маленькая собачка», «У родных», «Перемены», «Любовь», «Перед лицом войны»)

Домашнее задание.
Пересказ глав : «Июнь 41-го»(1, 4), «К фронту», «Старшина Авров»(4), «»Ольга»(1), «Снова Авров»(1), «»Лицом к лицу»(2)- изображение войны.
Главы: «К фронту»(4), «Комбат- два» (2), «ППГ-4(4), «Атака»(4), «Лена»(2), «Лицом к лицу2(4), «У Феди- носа»(1), «Волга2(3)- показ мужания главного героя.
   Составить план по темам : 1в. «Изображение военных событий в романе.» 2в. «Показ мужания главного героя на войне.»

3 урок. Тема: Роман «Годины». Изображение войны и мужание главного героя на войне. Посвящение книги жене Жанне Павловне.
Цели урока :
- воспринимать и анализировать художественный текст,
- формулировать тему, идея, проблематику романа,
- видеть место романа в трилогии,
- вызывать интерес к теме изображения войны и поведения героя на войне.

Формы работы:
- работа с книгой,
- аналитическая беседа,
-выборочный пересказ,
- исследование по тексту,
- составление плана.

Главы для анализа:
Пересказ глав : «Июнь 41-го»(1, 4), «К фронту», «Старшина Авров»(4), «»Ольга»(1), «Снова Авров»(1), «»Лицом к лицу»(2)- изображение войны.
Главы: «К фронту»(4), «Комбат- два» (2), «ППГ-4(4), «Атака»(4), «Лена»(2), «Лицом к лицу2(4), «У Феди- носа»(1), «Волга2(3)- показ мужания главного героя.

Домашнее задание.
Пересказ глав «Июль 41г.», Иван Митрофанович», «К фронту», «Старшина Авров», «Добрые люди», «На берегах», «Ольга», «Память», «У Феди-носа», «О, жизнь».
Сообщение «Этапы пути героя к подвигу», «Возвращение героя к жизни после войны».

4 урок. Тема: Путь А.Полянина к подвигу. Возвращение героя к жизни после войны.

Цели:
- проследить процесс мужания героя на войне, выявить определяющие качества характера героя,
- формировать умения логически строить свой ответ, подкрепляя эпизодами из текста,
- уметь выражать свое отношение к прочитанному тексту и отстаивать свое мнение.

Формы работы:
- сообщение,
- аналитическая беседа,
- проведение исследования.

Главы для анализа: «Июль 41г.», Иван Митрофанович», «К фронту», «Старшина Авров», «Добрые люди», «На берегах», «Ольга», «Память», «У Феди-носа», «О, жизнь».

Домашнее задание.
Пересказ глав: «Посланец античного мира», «Зойкины печали», «Зверь-богатырь», «Одиночество вдвоем», «Ночь кентавра», «На родине», «В дни горестных раздумий», «Судный день»
Сюжет, композиция романа, жанр романа.
Сообщение «Создание романа «Идеалист».

5 урок. Тема: Роман «Идеалист»- художественно-философское осмысление советской действительности. Самовоспитание  человека на основах добра и справедливости.

Цели урока :
-познакомить с историей создания романа,
-донести до учащихся философский смысл романа, художественные особенности романа  и стиль автора,
- видеть место романа в трилогии,
- познакомить с нравственной проблематикой романа.

Формы работы:
- беседа,
- сообщение,
- лекция с элементами беседы,
- работа с книгой.

Главы для анализа:
«Посланец античного мира», «Зойкины печали», «Зверь-богатырь», «Одиночество вдвоем», «Ночь кентавра», «На родине», «В дни горестных раздумий», «Судный день»

Домашнее задание.
Пересказ глав: « Зойкины печали», «Одиночество вдвоем», «Ночь кентавра», «Зойка», « Ким», «В дни раздумий», «Последняя встреча».
Вывести закон жизни А.Полянина.
Подумать над нравственными проблемами романа.

6 урок. Тема: Жанр философско-психологического романа. Закон жизни А.И.Полянина в формировании нравственных идеалов человека.

Цели урока :
-уметь определять жанр художественного произведения, понимать особенности философско-психологического романа,
- видеть стилевое своеобразие романа,
- формировать представление о нравственном идеале героя и жизни героя по закону жизни.

Формы работы:
-сообщение,
- проблемное задание,
- аналитическая беседа,
- мини-сочинение.

Главы для анализа:
. «Посланец античного мира», «Зойкины печали», «Зверь-богатырь», «Одиночество вдвоем», «Ночь кентавра», «На родине», «В дни горестных раздумий», «Судный день»

Домашнее задание.
Сочинение на тему: «Какие нравственные идеалы главного героя романа близки мне?».
Страницы: [1]
  Печать  
 
 

SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2