|
Ответственный за профилактику ДДТТ представляет учреждение образования в местных государственных и общественных организациях по вопросам обучения детей правилам дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Обязанности лица ответственного за профилактику ДДТТ. Организация плановой работы с детьми. Составление плана работы образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Работа с педагогами образовательного учреждения по оказанию им методической помощи в проведении занятий по Правилам дорожного движения. Организация взаимодействия с сотрудниками ГИБДД по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Оборудование и ежегодное обновление имеющихся стендов по безопасности дородного движения, а также план - схемы микрорайона образовательного учреждения. Обеспечение наличия разметки на автоплощадке образовательного учреждения для проведения практических занятий и поддержание ее в функциональном состоянии. Организация работы с родителями (собрания, лектории, тестирования и др.) по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Контроль выполнения мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, записанных в план образовательного учреждения и планы работы педагогов. Обобщение опыта работы педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Оборудование в методическом кабинете образовательного учреждения картотеки из методических материалов и разработок по безопасности дорожного движения. Организация в образовательном учреждении досуговой деятельности (викторин, конкурсов, утренников и других тематических мероприятий по безопасности дорожного движения). Оформление информационных материалов с освещением вопросов состояния аварийности в городе, районе, образовательном учреждении и других материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ «МИНУТКИ» ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ «Минутка» - это кратковременное занятие по безопасности движения (1-2 минуты), которое проводится педагогом непосредственно перед тем, как дети пойдут домой. Цель «минутки» - повлиять на процесс стихийного формирования навыков поведения на улице во время движения по ней путем создания у детей соответствующей установки, ориентировки мышления на вопросы «дороги» и «безопасности». Ребенок, выйдя на улицу, осознанно или неосознанно изучает ее, познавая «секреты». Улица лишь на первый взгляд проста, а в действительности сложна, имеет ряд «ловушек» - обманчивых ситуаций. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «МИНУТКИ» Внимание детей переключается на вопросы безопасности движения путем разбора проблемного вопроса. Выслушав мнение нескольких детей по поставленному вопросу, воспитатель поправляет их и дает свое объяснение. Важно создание ситуации столкновения мнений, спора, разнообразия объяснения одного и того же явления детьми. За день в образовательном учреждении ребенок получает полезные сведения по безопасности движения, рассмотренные в проблемной и занимательной форме. Продолжением «минутки», ее практическим приложением является движение детей из образовательного учреждения по улице. Детям предлагаются задания по наблюдению обстановки на улице (за движением автомобилей, пешеходов на остановках, перекрестках, обращение внимания по пути на различные предметы, мешающие обзору улицы). Родители, сопровождающие детей, в процессе движения домой используют наблюдение и правильно оценивают обстановку, задавая детям вопросы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Информационные и пропагандистские материалы по безопасности дорожного движения должны быть во всех образовательных учреждениях. Они оформляются в виде отдельных, специальных стендов (один или несколько) и располагаются на видном, легкодоступном месте, например, в вестибюле образовательного учреждения. Примерный перечень материалов, располагаемых на стендах: 1. Выписки из должностных инструкций заместителя руководителя образовательного учреждения о назначении конкретного лица, ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. 2. Информация ГИБДД о состоянии аварийности в районе, городе, образовательном учреждении. 3. Информация о проводимых в образовательном учреждении мероприятиях по правилам дорожного движения и предупреждению нарушений Правил дорожного движения детьми: проведение игр, конкурсов, соревнований. 4. В качестве периодически сменяемой информации можно использовать некоторые учебные материалы по Правилам дорожного движения. Например, по темам: «Причины ДТП», «Бытовым привычкам не место на дороге», «Как избежать опасности на дороге». 5. Информация для родителей. Внимание родителей должно быть обращено не только на ту информацию, которая относится непосредственно к ним, но и на ту, с которой образовательное учреждение обращается к детям. В качестве информационных материалов для родителей могут быть использованы газетные и журнальные материалы актуального характера по тематике безопасности дорожного движения. Информационный уголков должен отражать «основные» ситуации – характерные для определенного времени года, из-за которых происходят большинство несчастных случаев с детьми. Возможны варианты, когда в уголке имеется место для выставки детских рисунков, фотографий и творческих работ. Любые информационные и пропагандистские материалы, вывешиваемые на стендах должны нести свою, вполне определенную нагрузку, должны быть работающими на выполнение конкретной задачи. Случайных материалов быть не должно! Прежде чем вывешивать какой-либо материал необходимо решить: зачем он нужен, чем он полезен, насколько он актуален. Материалы должны периодически обновляться. ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ НЕОБХОДИМО УЧИТЬ! - Жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние, или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. - Прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри налево и на право, потом еще раз налево, и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию. - Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый – знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности. - Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги. Но если уже попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке», и не делай шаги ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать. потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке», и не делай шаги ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать. - Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин. - Не используйте для показа старые знаки на желтом фоне. - Не путайте группы знаков, правильно называйте дорожные знаки и информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак. Например, часто путают значение знаков 1.20 и 5.16.1. Они оба имеют одинаковое название «Пешеходный переход», но знак 1.20 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди – знак 5.16.1 и пешеходный переход. А знак 5.16.1 (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе информационно-указательных и указывает пешеходам, что через дорогу надо переходить именно здесь. - Необходимо начинать обучение детей со знаков, актуальных для юных участников дорожного движения. В первую очередь, дети должны знать 14 значение знаков: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка». - Дорожный знак «ДЕТИ» вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение, и возможно неожиданное появление детей на дороге. ПЛАН-СХЕМА МИКРОРАЙОНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ План – схема микрорайона образовательного учреждения представляет собой уменьшенную модель микрорайона образовательного учреждения с указанием улиц, их пересечений, средств организации дорожного движения, участков, представляющих наибольшую опасность и рекомендуемых пешеходных маршрутов. План – схема микрорайона образовательного учреждения оформляется и располагается на видном, легкодоступном месте в вестибюле образовательного учреждения. План – схема должна использоваться на занятиях по безопасности дорожного движения (например, «Путь в детский сад») как с воспитанниками, так и с их родителями.
ТРАНСПОРТНЫЕ ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. ОБОРУДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПЛОЩАДОК Автоплощадка – это учебно-тренировочная модель перекрестка с нанесенной разметкой, имитирующий участок пересечения проезжих частей, пешеходного перехода (переходов) и предназначена для проведения занятий по изучению правил дорожного движения среди воспитанников дошкольного учреждения, для создания ситуативных задач по безопасности дорожного движения и проведения тематических мероприятий. Транспортная площадка (автоплощадка) представляет собой комплекс, состоящий из следующих элементов: - асфальтированной площадки с разметкой проезжей части; - средств регулирования (светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки), которые могут быть изготовлены силами самих ребят и родителей; - транспорта (педальных машин, велосипедистов, самокатов); - учебно-материальных пособий и атрибутов игр и занятий (жезлов, формы юных инспекторов движения и т. д.); - стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно-пропагандистскими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий. Такая автоплощадка может быть размещена на территории школы, детского сада, парка культуры, жилого микрорайона, оздоровительного лагеря. Границы проезжей части и тротуара наносятся на асфальт белой краской (ширина 0,07-0,1 м). Дорожные знаки и панно целесообразно изготовить из металла, на стойках с подставкой (высота знака, панно со стойкой – 1 – 1,2 м). При окраске знаков руководствоваться существующим ГОСТом. Исходя из местных условий, можно подобрать для автоплощадок схемы различной сложности. Примеры элементарных детских транспортных площадок приведены на схемах в приложении. Игры и упражнения на площадке должны проводиться после предварительного ознакомления детей с Правилами дорожного движения на занятиях в детских садах. Цель их – расширить первоначальные знания детей о порядке движения транспорта и пешеходов, научить их соблюдать правила поведения на улице. Для большей пропускной способности площадки целесообразно предусмотреть участие в занятиях одновременно двух групп, один из которых выполняет роль пешеходов, другой водителей транспорта. Через определенное время группы меняются ролями.
Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе. Младшая группа В процессе занятий необходимо сформировать у детей опреде¬ленные знания, умения, навыки. Дети должны: — знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть; — владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; исполь¬зовать их в речи; — знать названия транспортных средств: легковой автомо¬биль; машины: грузовая, «скорая помощь», пожарная; трам¬вай, автобус, поезд; — иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар. Средняя группа Полученные в младшей группе знания, умения и навыки необ¬ходимо расширить и дополнить. Дети должны: — называть все сигналы светофора и рассказывать об их зна¬чении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»; — узнавать разные виды транспорта; уметь классифициро¬вать их: водный, воздушный, наземный; — называть правила поведения в транспорте, на улице; — знать, где можно переходить проезжую часть. Старшая группа К полученным в средней группе знаниям, умениям и навыкам необходимо добавить следующие. Дети должны: — знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движе¬ние пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»; — иметь представление об основных правилах дорожного дви¬жения; — узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их на¬значение; — называть правила поведения в транспорте, на проезжей части. Подготовительная к школе группа Приобретенные ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расши¬рить, добавив новые понятия. Дети должны: — уметь решать проблемные ситуации, возникающие на про¬езжей части и во дворе; — узнавать разные виды транспорта, уметь классифициро¬вать: пассажирский, строительный, военный; — иметь представление о работе регулировщика и его функ¬циях; — уметь классифицировать дорожные знаки: предупрежда¬ющие, запрещающие, информационно-указательные. Тест для педагогов
Воспитателям и педагогам для эффективной работы с детьми по обучению ПДД необходимо хорошо владеть материалом темы и способами его подачи дошкольникам. Для этого требуется как можно чаще принимать участие в семинарах и консультациях по проблемным вопросам, изучать специальную литературу и, глав¬ное, регулярно проводить самоконтроль. Мы предлагаем вам один из вариантов тестов для выявления уровня своих знаний по данной тематике. 1.Форма дорожного знака, разрешающего пешеходам выход на проезжую часть улицы: а) квадрат; б) круг; в) треугольник.
2.Вы вышли из автобуса, вам необходимо перейти проезжую часть. Вы пойдете: а) спереди; б) сзади; в) ваш вариант.
3.Опасна ли для пешехода стоящая машина: а) не опасна; б) опасна; в) опасна, если у машины включен двигатель?
4.Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия: а) посмотрю налево, пойду; б) посмотрю направо, пойду; в) ваш вариант.
5.Вдоль дороги нет тротуара, и пешеход идет по левой обочине навстречу транспорту. Нарушает ли он правила дорожного движения: а) да; б) нет? 6.Нарисуйте знак «Пешеходный переход». 7.Какие формы обучения дошкольников ПДД вы знаете? Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП.
По статистике, наибольшее количество происшествий с деть¬ми происходит в часто повторяющихся так называемых ситуациях-«ловушках». В основном это ситуации закрытого обзора (неожиданный для водителя выход на проезжую часть из-за сто¬ящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор) и перехода проезжей части в неустановленном
|