|
Практически в каждом образовательном учреждении проводятся стандартные занятия по изучению правил дорожного движения, всевозможные мероприятия: викторины, конкурсы, соревнования, игры. Но далеко не везде уделяется достаточное внимание наглядной агитации, а ведь именно ярко и красиво оформленные уголки безопасности дорожного движения привлекают внимание детей и помогают в изучении правил дорожного движения. Более того, на наш взгляд, в образовательном учреждении следует иметь не один, а несколько уголков. Все они должны располагаться в удобном месте, быть достаточно содержательными и функциональными. Первый уголок - официальный. Его место в вестибюле школы, поскольку предлагаемая информация должна быть доступна большому количеству людей: учащимся школы, родителям, педагогам и всем людям, которые приходят на всевозможные мероприятия в данное учебное учреждение. Содержание данного уголка должно быть следующим: • выписка из приказа директора школы о назначении ответственного за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; • информация о ДТП, произошедших с участием детей школы, и краткий разбор причин; • статистические данные ГИБДД о детском дорожно-транспортном травматизме в городе, округе, стране; • общешкольный план работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; • список состава школьного отряда юных инспекторов движения; • информация о школьных мероприятиях, связанных с изучением правил дорожного движения: играх, конкурсах, соревнованиях - как о проведенных, так и о готовящихся. Второй уголок нужно разместить в начальной школе - в непосредственной близости от кабинетов, в которых занимаются учащиеся 1-4-х классов. Это может быть как коридор, так и рекреация. Содержание данного уголка должно соответствовать возрасту детей. Здесь уместны веселые сказочные и мультипликационные герои, которые будут учить правильно переходить улицу, знакомить с дорожными знаками, разметкой и светофором. Они могут это делать и в стихотворной форме. Также вполне уместны загадки, ребусы, викторины по правилам дорожного движения. Основные разделы должны быть следующими: • правила дорожного движения для пешеходов (разрешенные для пешеходов места перехода проезжей части, правила поведения во дворах и т. п.); • правила для пассажиров (поведение в салоне транспорта, действия при входе и выходе из автобуса и троллейбуса); • опасные участки дороги по пути в школу, желательно с фотографиями этих мест, причем достаточно большого формата, с объяснением опасностей и конкретными рекомендациями; • схема движения к школе с указанием пешеходных переходов, перекрестков, остановок общественного транспорта; • основные причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей; • рисунки детей, подготовленные для школьных и городских конкурсов; • фотоотчеты о проведенных в школе мероприятиях. Кроме уголка один из кабинетов начальной школы хорошо бы оформить для изучения правил дорожного движения. В нем можно проводить встречи с инспекторами ГИБДД, отрядом юных инспекторов движения и организовывать занятия по изучению правил. В кабинете может быть размещена красочная информация, которая дополнит ту, что находится в коридоре. Центральное место должна занять схема микрорайона школы - большого масштаба. С ее помощью можно разрабатывать безопасный путь в школу для ребят, живущих в разных местах микрорайона. Кабинет позволит разместить и поделки ребят. Это могут быть и транспортные средства, и светофоры, и многое другое. А еще в кабинете можно представить схему устройства велосипеда и информацию о местах, в которых разрешено передвигаться на этом виде транспорта до достижения детьми 14 лет. Третий уголок располагается в основной школе. Он несет более серьезную информацию, т. к. рассчитан на учащихся 5-11-х классов. Содержание этого уголка должно быть следующим: • общие положения о правилах дорожного движения в России; • правила дорожного движения для пешеходов (правила и места перехода дороги, обход стоящего транспорта, движение пеших групп, средства регулирования движения, знаки для пешеходов); • правила дорожного движения для велосипедистов (техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов, разметка дорожной части для велосипедистов, виды велосипедов, знаки для велосипедистов); • дорожные знаки и их группы. Значение отдельных знаков; • опасные места на улицах города; • история развития правил дорожного движения в России и мире; • фотоотчеты о мероприятиях, проведенных отрядом юных инспекторов движения в школе и городе; • информация об основных службах экстренной помощи (с указанием номеров телефонов); • правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.
Все уголки должны привлекать внимание, быть интересными, красочно оформленными и легко читаемыми. Необходимо подобрать шрифт, цвет, высоту размещения стендов, освещение. Информация в уголках должна быть сменной и актуальной. Так она может дополняться в зависимости от времени года, дорожной обстановки в городе, изменений в правилах дорожного движения. А если позволяют помещения школы, то можно выделить отдельный небольшой кабинет для отряда юных инспекторов движения. Ведь им самим нужно изучать правила, основы медицинских знаний, страхования, устройства велосипеда и многое другое. В этом кабинете надо разместить все знаки, сигналы регулировщика, здесь же может храниться необходимая литература, учебные фильмы, программы, инвентарь. Что касается уголков, то время, проводимое учащимися в коридорах школы, будет использовано с большей пользой при наличии такой наглядной агитации. Красочно оформленные уголки всегда привлекают учащихся, размещенная информация может быть использована детьми для самоподготовки к школьным викторинам, играм и конкурсам по правилам дорожного движения.
|