Logo
        
  Запомнить:

Страницы: [1]
  Печать  
Автор Тема: Что мы развиваем, обучая!?  (Прочитано 1775 раз)
Иванова
Постоялец
***
Сообщений: 157

Просмотр профиля
« : 15 Января 2009, 18:35:54 »


                     
           Развитие понятийного мышления.                     [/color]       
   Профессия Учителя - самая благородная профессия на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка и, в конечном счете, Будущее своего ученика. Конечно же, моя мечта была стать учителем. В стенах колледжа поняла, что детей можно не только обучать, но и развивать. Но как, каким образом добиться этого?

    Константин Дмитриевич Ушинский считал, что умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека, мечтать легко и приятно, но думать трудно. Не вызывает спора утверждение, что успехи в учебной деятельности младшего школьника зависят от его умственного развития, развитие которого начинается еще в детском саду в дошкольном возрасте. Однако, определенные характерологические особенности, отражающие внутреннее психическое состояние младшего школьника, прямо или косвенно влияют на его успеваемость.

    Если ребенку не удается сделать то, что делают все остальные дети, то говорят о низком уровне развития мышления. Однако существуют различные виды мышления с разным уровнем развития у одного и того же ребенка. С помощью различных диагностических методик можно определить уровень сформированности разных видов мышления, таких как: понятийно-интуитивное, понятийно-логическое, речевое, образное, абстрактное.

    Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания мира. Более подробно рассмотрим понятийное мышление. Когда ребенок выучивает правило или формулу, то сначала они являются для него просто конкретным набором слов или символов, за которым, в общем-то, ничего не стоит. Ученику необходимо превратить его в понятие. И здесь будет уместным вспомнить то, что Лев Семенович Выготский писал о сущности понятия и мышления в понятиях. Понятие - это всегда некое обобщение, абстракция, значение, смысл, которые сами по себе изначально не содержатся в предмете, образе, слове. Значение предмета или слова, смысл правила - это нечто, не тождественное их конкретному виду и звучанию, но потенциально в них содержащееся и проявляющееся тогда, когда они включаются в систему связей, в которой определяются их отношения к более общим, более частным и рядоположенным понятиям. Взрослые обычно уже оперируют смыслами и значениями, то есть мыслят в понятиях или, как писал Лев Семенович Выготский, скользят по пирамиде понятий. Их мышление закономерное, непротиворечивое, дающее возможность произвольного использования формул и правил.

    Понятийным можно назвать такое мышление, при котором структурирование воспринимаемой информации осуществляется с использованием категориальных обобщений, а не функционально-ситуативных или эмоционально-образных классификаций. Осмысление происходит посредством включения новых представлений в объектные классификационные группы, основаниями которых являются внутренние сущностные, константные характеристики предметов и явлений, а не любые внешние изменчивые свойства, а также посредством установления генетических, причинно-следственных связей, а не субъективных ассоциаций.
    Если человек обладает понятийным мышлением, научные знания он понимает и усваивает без заучивания, они как бы ложатся на его понятийные структуры. Чтобы ребенок смог понимать, а не заучивать, он должен совершить скачок от привычного ему ассоциативного мышления к понятийному мышлению. Понятийное мышление развивается постепенно, мы не получаем его в готовом виде при рождении Оно может не сформироваться и к 7-8 годам, так как не подчиняется природным законам возрастного созревания. Однако наличие хотя бы зачатков абсолютно необходимо для того, чтобы ребенок мог адекватно понимать и усваивать основы научных знаний, с которыми его начинают знакомить в школе.

    Понятийное мышление непосредственно связано с абстрактным мышлением. Исследования показывают, что абстрактное мышление развивается практически у всех, кто обучается в начальной школе по программе В.В. Давыдова. В нашей культуре при традиционной системе воспитания спонтанно абстрактное мышление не развивается вообще. Оно отсутствует более чем у 90% детей, поступающих в школу, хотя может быть вполне успешно сформировано.

    Меня заинтересовала взаимосвязь мышления с успеваемостью. Недостатки психических процессов, лежащие в основе неуспеваемости, далеко не всегда связаны с низким уровнем интеллекта. Чаще они являются показателем недостаточной готовности к школьному обучению, когда ребенок в течение жизни до школы не прошел определенный путь умственного развития, не овладел необходимыми интеллектуальными навыками и умениями. Обучение в школе требует от ребенка умения абстрагировать и обобщать. Если же его мышление преимущественно наглядное, конкретное, то возникают типичные затруднения. Ребенок не может отвлечься от значения слова и сосредоточиться на тех его свойствах, которые характеризуют его как часть речи; ему трудно найти общее понятие, объединяющее несколько частных понятий; при изучении математики возникают трудности в подведении задачи под общий вид. Ребенок затрудняется выделить существенные признаки предметов и явлений, путает их с несущественными, и потому не может правильно усвоить понятия. Ещё одна характерная особенность детского мышления - неспособность оперировать всеми условиями, необходимыми для решения, одновременно выполнить все требуемые действия, рассмотреть проблемную ситуацию с разных сторон.

    Все эти особенности мыслительной деятельности приводят к тому, что учебная работа оказывается малоэффективной, порождая разочарование у школьника. Формируется так называемая интеллектуальная пассивность, отказ от активной мыслительной работы. Поэтому особую важность приобретает проблема подготовки к школьному обучению, которая не исчерпывается усвоением определенных навыков, но обязательно предусматривает формирование умственной деятельности, соответствующей задачам обучения.

    В школу подавляющее большинство детей приходит, преисполненным энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Однако отсутствие заметных успехов, а тем более неуспеваемость порождают у многих школьников уже в младших классах разочарование и снижение интереса к учебе. Если своевременно не оказать ребенку необходимой помощи, то у него постепенно угасает вера в свои силы, и неуспеваемость рискует стать хронической.

    Проблема неуспеваемости - это проблема комплексная, требующая для своего разрешения участия всех вовлеченных в нее сторон: самого ребенка, учителей, родителей.


Л.А. Ясюкова.
Страницы: [1]
  Печать  
 
 

SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2