Logo
        
  Запомнить:

Страницы: [1]
  Печать  
Автор Тема: Развитие понятийного мышления  (Прочитано 2291 раз)
Иванова
Постоялец
***
Сообщений: 157

Просмотр профиля
« : 12 Апреля 2009, 17:45:31 »

    Понятийным можно назвать такое мышление, при котором структурирование воспринимаемой информации осуществляется с использованием категориальных обобщений, а не функционально-ситуативных или эмоционально-образных классификаций. Осмысление происходит посредством включения новых представлений в объектные классификационные группы, основаниями которых являются внутренние сущностные, константные характеристики предметов и явлений, а не любые внешние изменчивые свойства, а также посредством установления генетических, причинно-следственных связей, а не субъективных ассоциаций.
    Если человек обладает понятийным мышлением, научные знания он понимает и усваивает без заучивания, они как бы ложатся на его понятийные структуры. Чтобы ребенок смог понимать, а не заучивать, он должен совершить скачок от привычного ему ассоциативного мышления к понятийному мышлению. Понятийное мышление развивается постепенно, мы не получаем его в готовом виде при рождении Оно может не сформироваться и к 7-8 годам, так как не подчиняется природным законам возрастного созревания. Однако наличие хотя бы зачатков абсолютно необходимо для того, чтобы ребенок мог адекватно понимать и усваивать основы научных знаний, с которыми его начинают знакомить в школе.

    Понятийное мышление непосредственно связано с абстрактным мышлением. Исследования показывают, что абстрактное мышление развивается практически у всех, кто обучается в начальной школе по программе В.В. Давыдова. В нашей культуре при традиционной системе воспитания спонтанно абстрактное мышление не развивается вообще. Оно отсутствует более чем у 90% детей, поступающих в школу, хотя может быть вполне успешно сформировано.

    Меня заинтересовала взаимосвязь мышления с успеваемостью. Недостатки психических процессов, лежащие в основе неуспеваемости, далеко не всегда связаны с низким уровнем интеллекта. Чаще они являются показателем недостаточной готовности к школьному обучению, когда ребенок в течение жизни до школы не прошел определенный путь умственного развития, не овладел необходимыми интеллектуальными навыками и умениями. Обучение в школе требует от ребенка умения абстрагировать и обобщать. Если же его мышление преимущественно наглядное, конкретное, то возникают типичные затруднения. Ребенок не может отвлечься от значения слова и сосредоточиться на тех его свойствах, которые характеризуют его как часть речи; ему трудно найти общее понятие, объединяющее несколько частных понятий; при изучении математики возникают трудности в подведении задачи под общий вид. Ребенок затрудняется выделить существенные признаки предметов и явлений, путает их с несущественными, и потому не может правильно усвоить понятия. Ещё одна характерная особенность детского мышления - неспособность оперировать всеми условиями, необходимыми для решения, одновременно выполнить все требуемые действия, рассмотреть проблемную ситуацию с разных сторон.

    Все эти особенности мыслительной деятельности приводят к тому, что учебная работа оказывается малоэффективной, порождая разочарование у школьника. Формируется так называемая интеллектуальная пассивность, отказ от активной мыслительной работы. Поэтому особую важность приобретает проблема подготовки к школьному обучению, которая не исчерпывается усвоением определенных навыков, но обязательно предусматривает формирование умственной деятельности, соответствующей задачам обучения.

    В школу подавляющее большинство детей приходит, преисполненным энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Однако отсутствие заметных успехов, а тем более неуспеваемость порождают у многих школьников уже в младших классах разочарование и снижение интереса к учебе. Если своевременно не оказать ребенку необходимой помощи, то у него постепенно угасает вера в свои силы, и неуспеваемость рискует стать хронической.

    Проблема неуспеваемости - это проблема комплексная, требующая для своего разрешения участия всех вовлеченных в нее сторон: самого ребенка, учителей, родителей.

Страницы: [1]
  Печать  
 
 

SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2