|
В 2008 году в Ильинской школе Костромского района закончился эксперимент по апробированию учебных комплектов и технологии Эльконина-Давыдова. И, согласно письму Министерства Образования РФ от 21 мая 2004 года. №14-51-140\13 «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную» открыт Муниципальный эксперимент «Организация образовательного процесса на переходе то младшего школьного к подростковому возрасту(5-6 класс) в системе Эльконина-Давыдова в условиях сельской школы» В настоящее время на переходе из начальной в основную школу возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, детей заблаговременно необходимо подготовить к новым требованиям основной школы. С другой стороны, эта подготовка не должна осуществляться в тех формах, которые практикуются в нынешней основной школе. Как разрешить это противоречие? Мы считаем, что на переходе от начальной к основной ступени образования необходимо построить новые формы образования, органически сочетающие черты начального образования, НО качественно отличные от тех, и от других. Фактически перед учителями, работающими с 5-6 классами, стоит задача : поиск новых форм организации взаимодействия учебного и воспитательного процессов. Согласно рекомендациям Минобразования РФ один из предметов учебного плана в период адаптации 5 класса должен вести учитель начальных классов, и классное руководство остаётся за учителем начальной школы. В школе начат эксперимент по выстраиванию разновозрастного сотрудничества 1 и 5 классов, как единого коллектива. Нашему эксперименту уже «второй» год. Нынче я являюсь куратором 2 и 6 класса, преподаю в 5 и 6 классах литературу и учу 2 класс. Интересен опыт организации совместных уроков 6 и 2 классов. Не менее нова и интересна организация воспитательной работы в нашем сообществе. Первый опыт работы с малышами шестиклассники приобрели, будучи ещё в 4 классе, когда помогали мне планировать и проводить занятия с будущими первоклассниками в «Малышкиной школе». Требовался учительский такт, чтобы, не ограничивая инициативу и большое желание заниматься с любознательными Почемучками, дать понять их «маленьким учителям», что есть Программа, предполагающая не просто набор интересных заданий, а планомерная система работы по развитию дошкольников. Когда мои надёжные помощники осознали это, то мне стало легче планировать вместе с ними и воспитательную работу. Ещё в августе мы создали модель ученика начальной школы, и стало ясно, какие качества личности необходимо развивать у наших первоклассников. Начались общие сборы-планёрки, совместные классные часы, подготовки к мероприятиям. Нам помогает строить работу проектный метод, позволяющий определить тему, поставить цели, наметить задачи, распланировать дело и распределить обязанности. Всем этим на конец года владели уже и наши первоклассники. Но поначалу мы встретили трудности и непонимание со стороны родителей малышей, ведь они думали, что придут на праздник, как в детском садике, полностью готовом и отрепетированном. Оказалось, что надо приложить усилия: найти материал, обработать его, взять ответственность за определённый участок дела, быть инициативным, творчески подойти к исполнению своего участка работы. И из вклада каждого получается общее: праздник, поход, защита плаката, концерт, огонёк, диспут, костёр, пресс-конференция, тимуровская работа. Многим разным формам работы мы научились. Шестиклассники ощущают себя взрослыми, ответственными, наставниками; нежно и трепетно опекают своих подопечных, но бывают и по-взрослому требовательны и строги. Второклассники с утра ждут прихода вожатых, чтобы рассказать о достижениях, попросить помощь, поделиться своими детскими секретами. Они уважают шестиклассников и защищены ими в школе. В свою очередь, подражая своим старшим друзьям, пытаются шефствовать над нынешними первоклассниками. Чтобы научить жить и работать в разновозрастном коллективе, иметь понятие о социальных ролях, владеть способами выхода из конфликтных ситуаций мы организовали мастерскую «Факел». Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют работу 6 и 2 классов в нужное русло. Дети учатся осуществлять выбор пути исследования, выбор средств достижения цели, выбор темпа работы, выбор формы предъявления результата. Повышается уровень организаторских способностей детей: второклассники пробуют проводить заседания клубов по интересам, а шестиклассники - общешкольные мероприятия. Анкетирование показало, что и во 2 и в 6 классах повысился уровень активности, интереса, мотивации, самостоятельности и ответственности, как в учебной деятельности, так и в отношении к внеклассным делам.
Успешное развитие ученического коллектива невозможно без квалифицированного участия всего педагогического коллектива. Замысел проекта «Классный руководитель – лидер команды педагогов класса» вырос из понимания того, что воспитательные влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, могут вступать в противоречия. Я, как куратор 2 и 6 классов координирую работу творческой группы педагогов, работающих во 2 и 6 классах и осваивающих технологию развивающего обучения. Наш союз.
Второклассник несмышленый Шестиклассник – умудрённый. Союз мы крепкий вместе, Не стоит развитие на месте. Второклассников мы любим, Помогать учиться будем. Уроки проводим вместе, Нет уроков интересней! Мы вместе, как одна большая семья, Ещё нам помогают учителя. В мир науки нас классная мама ведёт, С ней мы дружно шагаем вперёд и вперёд!
|