Logo
        
  Запомнить:

Страницы: [1]
  Печать  
Автор Тема: Ильинская школа начала работу по внедрению ФГОС  (Прочитано 8807 раз)
Иванова
Постоялец
***
Сообщений: 157

Просмотр профиля
« : 23 Января 2010, 12:58:57 »

    20 января в школе прошёл семинар   "Формирование компетентности контроля и оценки в свете ФГОС"   
Коллектив  готовился  к этому семинару целый год: искали материал, обрабатывали его, разрабатывали и проводили семинары внутри школы, пробовали применять наработанный на мастерских и семинарах опыт в деятельности. Осмысливали, рефлексировали. Помогали нам представители КОИРО Медникова Л.А. и Румянцев С.Ю. И вот решили поделиться пусть маленьким, но опытом работы. Все ведь с чего-то начинают!
  «Быть компетентным — значит знать,  когда и как действовать» (П. Вейлл).
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
В соответствии с данной концепцией, в этом году  педагоги школы  начали организацию деятельности по переходу на компетентностный подход к образованию.
Компетентностный подход выдвинул в нашей деятельности на первое место не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
1) в познании и объяснении явлений действительности;
2) при освоении современной техники и технологии;
3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина.
5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;
6) при необходимости разрешать  проблемы, при  разрешении конфликтов.
В журнале «Вестник образования» (2007, № 7) был опубликован проект профессионального стандарта педагогической деятельности. Стандарт разработан с позиций компетентностного подхода и представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности).
 Одна из базовых компетентностей педагога -- компетентность в педагогическом оценивании. В качестве показателей оценки этой компетентности предложены следующие:
знание функций педагогической оценки,
знание видов педагогической оценки,
знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности,
владение методами педагогического оценивания,
умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах,
умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.
Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным уровневым стандартам знаний
Специфика компетентностного обучения заставила изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы усваивались не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживались условия происхождения данного знания». При этом подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность на уроках, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Обусловлено это, прежде всего тем, что обычное школьное знание предназначено для заполнения или воспроизведения или, в лучшем случае, для получения другого знания логическим или эмпирическим путем. Вряд ли ученика можно обучить компетентности. Таким он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.
Анализ педагогической литературы позволил нам сделать вывод, что компетентность как свойство индивида существует в различных формах:
– в качестве степени умелости;
– способа личностной самореализации (привычки, способ жизнедеятельности, увлечения);
– некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности.
Природа компетентности такова, что будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием развития саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Следовательно, компетентность – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующей личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.
До недавнего времени феномен компетентности связывался более всего со сферой профессионального образования. Всегда было ясно, что компетентность не тождественна «прохождению курса», а связана с некоторыми дополнительными предпосылками развития специалиста, его собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он получил. Именно в профессиональной школе, ориентированной на компетентность, зародились такие специфические методы подготовки компетентных специалистов, как задачный подход, имитационно-моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция учебной и исследовательской работы.
Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.
Современная дидактика рассматривает реализацию компетентностного подхода через образовательные программы. Остановимся на общих характеристиках образовательной программы, ориентированной не на предметно-знаниевую а на компетентностную модель образования:
1) Описание признаков и ожидаемого (планируемого) уровня компетентности в некоторой области;
2) Определение необходимого и достаточного набора учебных задач –
3) Использование технологий деятельностного процесса, в том числе последовательное предъявления ученикам задач-ситуаций различных типов и уровней.
4) Применение алгоритмов и эвристических схем, организующих деятельность учеников по преодолению затруднительных ситуаций.
5) Использование технологий сопровождения, консультирования и поддержки учащихся в процессе прохождения программы.
6. Формирование компетентности контроля и оценки
Как же осуществить переход от предметно-знаниевой к более целостной модели образования, где приоритет будет отдан опыту, компетентности субъектности? Этот вопрос – предмет постоянного обсуждения  на всех уровнях. Для этого, как нам кажется, не следует заменять одну модель другой, возможно существование двух парадигм – знаниево-предметной и компетентностной.
Анализ литературы показал, что возможны такие модели:
Первая: Знаниево-академическая система реализуется в начальной и основной школе, а в старшей профильной – компетентностная.
Вторая: Предполагается на первых порах переходного периода одновременное функционирования двух  вариантов образования: академического и практико-ориентированного, компетентностного.
Третья: Модель предполагает разработку переходных форм построения образования путем включения в учебный план интегрированных курсов, в которых предметные области соотносятся со сферами компетентности.
В школе идет процесс изучения данной проблемы выбора своей модели реализации компетентностного подхода. Мы склоняемся ко второй модели, которая более адаптируема к нашим условиям.
Возможны и другие варианты, но ясно лишь одно: переход на новую ступень нельзя осуществить путем «скоропостижных» административных действий. Нам  предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри школы  в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов.
Наши учителя разрабатывают:
1. Содержание каждой ключевой компетенции.
2. Анализируют ресурсы своего предмета в аспекте формирования компетентностей.
3. Разрабатывают методики преподавания.

Ищем единомышленников! Ждём отклика!
Кто может поделиться опытом!??
Страницы: [1]
  Печать  
 
 

SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2