|
Всестороннее развитие личности школьников через интеграцию деятельностных технологий в учебно-воспитательном процессе
В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище» в качестве глобальных компетенций Жак Делор назвал четырежды глагол «научиться»: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться быть. Отсюда, именно деятельностно-компетентностный подход может стать эффективной методологией построения образования в XXI веке.
Принцип единства обучения и воспитания – основополагающий в педагогике. В его основе лежат представления о взаимообусловленности процессов обучения и развития личности ребёнка. «Обучение и воспитание это как две створки молнии на куртке: застёгиваются одновременно и одним движением руки» Школу делает школой учитель. Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока. Пока части не объединились в целое, пока не произошло взаимодействие педагогических приёмов, взаимопроникновение знаний о предмете в разных областях наук, пока не возникла интеграция.
Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре. Исторические корни интеграции в обучении можно отыскать в трудах классиков педагогической мысли. Так, еще Я.А. Коменский разработал курс "Космография", который содержал в себе материал из разных областей знания: астрономии, географии, политики, истории. При этом отец педагогики объединяющую роль всех образовательных предметов видел в "пансофии" - всеобщей мудрости, устремленной к гармонии и мировому порядку. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека. Гимназия имени святой равноапостольной княгини Ольги – это «Новая школа» с современным взглядом на образование, где интеграция рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, не только как взаимосвязь общего и дополнительного образования,но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность здесь рассматривается, как сплав нормы и творчества, науки и искусства. Наш коллектив понимает, что важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого зависит успех, а значит и результат обучения. Гимназии осуществляет четыре уровня интеграции: Внутрипредметную: Это интеграция понятий, знаний, умений и навыков внутри отдельных учебных предметов; межпредметную Это синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплинах транспредметную это синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. технологическую Какие же технологии используют педагоги в работе?
Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естесвеннонаучных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.
Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.
Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.
Технология решения изобретательских задач Учит • Ставить перед собой задачу • Определять противоречие, которое мешает её решению обычными, уже известными путями. • Устранять проблему с целью решения задачи средствами логических умозаключений, мозгового штурма, опытным путём, методом подбора решения. • Объяснять причины возникновения проблемы и способы её устранения.
Проблемное обучение • организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. • Исследовательская деятельность учит • Формулировать проблемы • Постановке целей и задач • Выделению объекта и предмета исследования. • Предварительному анализу имеющейся информации, • Формулированию гипотез. • Планированию и организации эксперимента. • Анализу и обобщению эксперимента • Обобщению полученных данных, выводы • . • ________________________________________ •
Одной из форм организации интегрированного обучения предлагает использовать «интегрированный» учебный день — проведение в одном классе в течение учебного дня нескольких предметных уроков, объединенных раскрытием общей комплексной проблемой. Последний урок такого дня систематизирует и обобщает конкретные данные, которые учащиеся узнают на предшествующих уроках. Задачи интегрированного дня подчиняются задачам предметного обучения и общепредметным учебно-воспитательным целям Данная форма обучения очень эффективна, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей целый спектр способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются.
|