|
Рекомендации по повышению уровня мотивации педагогов образовательного учреждения. Педагогический коллектив должен быть полноценным хозяином в образовательном учреждении. Только тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив может быстро и эффективно реагировать на любые изменения ситуации, решать задачи как единое целое.
Права и обязанности сотрудников и коллектива определяются трудовым законодательством и правилами трудового распорядка.
Сегодня необходим переход от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества.
В основе взаимоотношений должен лежать личностно ориентированный подход к деятельности каждого человека по достижению им максимальных результатов.
Руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а ориентировать на решение проблем, стоящих перед учреждением, ранжируя их по значимости, направлять усилия ,помогать раскрытию способностей работников, концентрировать их на главном, формировать вокруг себя группу единомышленников.
В процессе педагогического общения используются как прямые, так и косвенные методы воздействия на сотрудников. Прямые : объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.. Косвенные – методы воздействующие через организацию совместной деятельности. Руководитель влияет на каждый момент школьной жизни даже тогда, когда его нет в учреждении. В командной работе нет мелочей. Какой-нибудь комплимент имеет большое значение. Хороший организатор не упускает из виду никаких событий, именно из них и складывается жизнь.
К первостепенным управленческим задачам относятся не только организация и планирование, но и создание условий для деятельности педагога, которые обеспечили бы его мотивацию к творчеству. Педагогу необходимо творчески мыслить, моделировать свои действия, проявлять инициативу в принятии решений. Развитию этих качеств способствует мотивационный процесс. Руководитель, желающий добиться эффективной деятельности своих подчиненных, должен помнить о необходимости стимулирования каждого члена педколлектива трудиться.
Стимул – возможность получения средств удовлетворения своих потребностей в обмен на выполнение определенных действий. Арсенал мер стимулирования достаточно обширен: похвала в адрес работника со стороны администрации на собрании коллектива, благодарности с занесением в трудовую книжку и другое. Эффективным приемом стимулирования является привлечение сотрудников к управлению ОУ. Осознав и почувствовав свою причастность к работе ОУ, педагоги способны совершенно иначе организовывать свой труд, порой многократно повысить его результативность.
Построение системы стимулирования работников
Руководитель должен, прежде всего, решить следующие задачи:
• определить показатели труда, за которые ОУ намерено поощрять сотрудников, критерии их оценки; • по результатам прямого опроса выявить основные потребности педагогов и учитывать их при разработке методов повышения уровня мотивации • установить правила, по которым будут поощряться педагоги за достижение конкретного результата; • обеспечить принятие всеми работниками критериев оценки стимулирования путем обсуждений и совместной выработки условий поощрения; • утвердить разрабатываемые правила как официальную систему стимулирования, путем обсуждений и совместной выработки условий поощрения; • ввести в практику периодический анализ действенности используемых методов стимулирования и корректировку системы по итогам анализа.
Способы вознаграждения работников
В менеджменте наиболее применимы 7 способов вознаграждения:
• Деньги. Их стимулирующая роль особенно значима, если выплачивают их своим педагогам за выполнение работы и получение конкретных результатов, а не за количество времени, проведенного на рабочем месте. • Одобрение. Это еще более мощный способ вознаграждения, чем деньги. Все люди положительно реагируют, если чувствуют, что их труд ценят, а мнение уважают. Нужно чаще и сразу хвалить сотрудников, говорить, что довольны и вам приятно, что работник качественно выполняет работу. • Вознаграждение свободным временем. Такой метод работает для людей, работающих по свободному расписанию. Он заключается в том, что сотрудник, который справляется с работой раньше отведенного срока , может уделять больше времени своей семье. Это приучает рационально использовать рабочее время и не тратить его впустую. • Взаимопонимание и проявление интереса к работнику. Данный способ вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудников-профессионалов. Такой контакт требует от руководителей хорошего неформального контакта со своими подчиненными, а также знания того, что их волнует и интересует • Продвижение по служебной лестнице и личностный рост • Предоставление самостоятельности и возможность заниматься любимым делом .Этот способ применим к работникам, которые стремятся стать профессионалами и могут выполнять работу качественно, с большой отдачей не находясь под прессом контроля. • Призы. Этот способ вознаграждения наиболее эффективен, когда вручают подарок работнику в присутствии его коллег.
Материальное стимулирование работников
На современном этапе материальное стимулирование остается одним из основных средств мотивации. За добросовестное выполнение трудовых обязанностей, новаторство, участие в экспериментальной работе и другие достижения применяются следующие поощрения: • денежное вознаграждение; • награждение ценным подарком; • надбавки за качественную работу; • оплата аренды за квартиру; • вознаграждение за инновации; • награждение почетной грамотой.
Поощрения применяются администрацией совместно или по согласованию с Советом ОУ. Перестройка мотивации коллектива позволит форсировать процесс реализации нововведений, поможет улучшить качество образования, более эффективно использовать возможности педагогов, работающих, как одна сплоченная команда.
Уважаемые заместители директоров школ по УВР! Просим Вас ответить на следующие вопросы по содержанию рекомендаций.
1.Какие методы повышения уровня мотивации сотрудников на успешную педагогическую деятельность применяются в вашем образовательном учреждении?
2.Что из рекомендованного выше сделать невозможно в условиях вашей школы?
Свинарева А.Д.
|