Logo
        
  Запомнить:

Страницы: [1]
  Печать  
Автор Тема: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  (Прочитано 11048 раз)
огибдд
Постоялец
***
Сообщений: 221

Просмотр профиля
« : 01 Декабря 2009, 20:58:59 »


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
 ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

      Принцип регулярности проведения занятий по ПДД имеет очень существенное значение для лучшего усвоения правил. Очень важны регулярные занятия и как мера профилактическая. Нельзя забывать об усилении  внимания к Правилам дорожного движения в предканикулярный и послеканикулярный  периоды.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН   
1.   Город и его транспорт
- Поговорим об истории.
- Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.
- Остановочный путь и скорость движения.
2.   Где и как можно переходить дорогу
- Пешеходный переход
- Нерегулируемые перекрестки
- Регулируемые перекрестки. Светофор
- Регулировщик и его сигналы
- Где еще можно переходить дорогу
3. Пешеход – пассажир – пешеход
- Поездка на автобусе и троллейбусе
- Поездки на других видах транспорта
4. Дорожные знаки и дорожная разметка
5. Дорога в школу (твой ежедневный маршрут)
6. Безопасный отдых
- Где можно и где нельзя играть
- Ты – велосипедист
7. Поездка за город
8. Дорога глазами водителей
9. Заключительное занятие
При изучении тем есть ряд моментов, на которые преподавателю необходимо обратить особое внимание.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

   Применительно к городам и другим населенным пунктам под термином «дорога» подразумевается та часть улицы, которая расположена между внешними границами тротуаров или обочин.  Загородная дорога иногда обозначается словом «шоссе». Термин «улица» применительно к загородной дороге не применяется. Следует иметь ввиду, что термины «проезжая часть» и «тротуар» не должны подменяться терминами «мостовая» и «панель», являющимися анахронизмами.
   Что касается правил поведения пешеходов на дороге, то необходимо акцентировать внимание детей на том, что разделение дороги на проезжую часть и тротуар является необходимым условием обеспечения безопасности всех участников движения – в первую очередь самих пешеходов.
   При рассмотрении элементов дороги проезжую  часть с самого первого ее упоминания следует представлять как некую суверенную территорию, предназначенную только для транспортных средств. Всякое пребывание на проезжей части пешеходов должно рассматриваться как грубое нарушение ПДД, а пересечение ее – как исключение, допустимой только в двух случаях (переход дороги, посадка и высадка из трамвая) и только в строго определенных местах.
   Особое внимание следует уделить поребрику. Дети должны твердо усвоить: это пограничная линия между опасностью и безопасностью.

Остановочный путь и скорость движения.

   Данная тема в программе курса имеет основополагающее, ключевое значение, так как все проблемы на дороге порождены единственной причиной – конфликтом между водителями и пешеходами. Важнейшим  качеством дорожного движения является скорость. Водитель, управляя транспортным средством, воздействует на скорость. Но среди факторов, определяющих выбор оптимальной скорости, есть и такие, на которые водитель влиять не может.
   Сложность задачи учителя заключается в том, чтобы объяснить это ученикам, найдя приемлемые формы и методы. Надо убедительно разрушить имеющееся у детей представление о том, что настоящий автомобиль можно остановить так же мгновенно, как и игрушечный.
   Следует обратить внимание на то, что пешеход всегда должен действовать с учетом возможных ошибок со стороны водителя.

Где и как переходить дорогу.

   Практически все ДТП происходят или возникают на проезжей части. Поэтому ребенок должен четко представлять, где надо пересекать проезжую часть, и как правильно это делать.
   Красной нитью должна пройти незыблемая установка, что пребывание пешехода на проезжей части – это вынужденное и всегда опасное исключение.

Пешеходные переходы.
   Пешеходный переход – это, образно говоря, «узкий проход через минное поле». Говоря иначе, это специальное место, где пешеход может выходить на проезжую часть.
   Хотелось бы обратить особое внимание учителей  на часто допускаемую грубую ошибку: дорожная разметка «зебра» применяется только на нерегулируемых пешеходных переходах, на регулируемых пешеходных переходах (со светофором) «зебра» не применяется!
   Рассматривая на уроках тему «Как следует пересекать проезжую часть», надо четко разделять правила перехода дороги с двусторонним движением от правил перехода дороги с односторонним движением.
Правила перехода дороги с двусторонним движением
1.   Остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик, и посмотри налево.
2.   Посмотри направо, чтобы убедиться – нет ли близко транспорта на противоположной стороне. Если он есть, то тебе придется остановиться на середине дороги, а это небезопасно.
3.   Еще раз посмотри налево. Убедившись, что путь безопасен, можно начинать переход.
4.   Постарайся рассчитать время перехода таким образом, чтобы пересечь проезжую часть дороги за один прием. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется.
5.   Дойдя до середины дороги обязательно обрати внимание направо, если транспортные средства на безопасном расстоянии, можно закончить переход.
6.   Если не успел закончить переход, то необходимо остановиться на середине дороги, на разделительной линии.
7.   Стоя на середине, нельзя делать никаких резких движений, не отступать назад, не глядя. Когда путь освободится, можно закончит переход.

Правила перехода дороги с односторонним движением
1.   Остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик. Определи, в каком направлении движутся транспортные средства (налево или направо).
2.   Постарайся рассчитать время перехода так, чтобы пересечь проезжую часть за один прием, т.к. остановка на середине дороги опасна! Практически невозможна!
3.   Убедись, что нет машин, движущихся задним ходом.
4.    Начинай переход, если транспортные средства находятся на безопасном расстоянии.
5.   Не прекращая движения, наблюдай за той стороной дороги, откуда идет движение.

Нерегулируемые перекрестки
Следует обратить внимание учеников, что перекресток – это место пересечения дорог на одном уровне, где происходит пересечение путей транспорта и пешеходов. Но помимо пересечения в прямом направлении, здесь транспортные средства поворачивают направо и налево, разворачиваются в обратном направлении. И если повороты, развороты транспортных средств не всегда связаны с взаимным пересечением путей, то  с пересечением путей движения пешеходов они связаны всегда.

Правила перехода на нерегулируемом перекрестке.
1.   Остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик.
2.   Определи, в каких направлениях движутся транспортные средства. Не приближается ли транспорт, поворачивающий в сторону пешехода.
3.   Пропусти весь приближающийся транспорт.
4.   Убедившись, что поворачивающий транспорт пропускает пешеходов, можно начать переход.
5.   Рассчитай время перехода так, чтобы пересечь проезжую часть за один прием.
6.   Иди быстрым, но спокойным шагом, наблюдая за дорожной обстановкой слева.
7.   Дойдя до середины, обязательно посмотри направо. Если транспортных средств можно закончить переход.
Характерным отличием нерегулируемого перекрестка от регулируемого является то, что здесь особенно велика личная ответственность пешехода за выбор момента пересечения проезжей части.
   Сами требования правил перехода дети обычно запоминают хорошо. Главное внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы учащиеся выполняли эти требования осознанно. Детям надо убедительно показать, что  следствием нарушения пешеходом правил перехода является то, что реальную опасность он осознает лишь в момент совершения перехода. Нарушитель начинает метаться, делает шаг вперед, назад и, как правило, создает аварийную обстановку.
Регулируемые перекрестки. Светофор.
   Пересечение проезжей части по пешеходному переходу на регулируемом перекрестке, безусловно, удобнее и проще, чем по нерегулируемому пешеходному переходу. Однако при этом следует иметь в виду, что зеленый сигнал светофора только разрешает пе6реход проезжей части, но не гарантирует безопасность пешехода.
   Самое распространенное нарушение на регулируемых перекрестках – переход проезжей части по запрещающим сигналам. Почему?  Ответ на этот вопрос находится как в области психологии, так и в области воспитания. Именно на эти моменты, вероятно, и должен обратить особое внимание учитель.
   Проведите с детьми такой эксперимент. Дайте им задание выполнить какую-либо работу (что-то нарисовать, вырезать, склеить и т.п.), засеките время начала работы и ровно через минуту работу остановите. Затем предложите учащимся ровно минуту ничего не делать и молчать. В обоих случаях время выполнения заданий дети не должны знать. А потом спросите их сколько времени ушло на первое задание и сколько на второе. Какое бы время ребята не назвали, во втором случае оно будет больше. Вывод прост: бездеятельное ожидание всегда воспринимается более тягостно, кажется очень длинным. То же самое происходит с пешеходами, ожидающими разрешающего переход дороги сигнала. Это надо объяснить детям. Пусть они сами проверят, сколько времени горят сигналы светофора. Более 90 секунд это время не бывает.
   Отдельно следует сказать о зеленом мигающем сигнале светофора. Он хоть и разрешает движение через проезжую часть дороги, но детям следует рекомендовать не делать этого. Во-первых, так как он информирует об истечении  времени действия зеленого сигнала, то создает атмосферу торопливости. А это, как известно, на дороге представляет опасность. Во-вторых, пешеход может не заметить момент начала мигания, и оказаться на проезжей части во время смены зеленого сигнала на желтый, что еще сильнее подтолкнет его к спешке.
   Желтый мигающий сигнал не ограничивает время для действий пешехода и в отличие от обычного желтого сигнала, запрещающего движение, разрешает его. Однако нельзя забывать, что желтый мигающий сигнал информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода и он предупреждает об опасности.
   Надо постараться зафиксировать в сознании учеников, что существует различие в светофорах для транспорта и для пешеходов, что пешеходы должны в первую очередь подчиняться сигналам светофоров, работающих для пешеходов.

Правила перехода на регулируемом перекрестке
1.   Остановись на краю тротуара, (не наступая на поребрик), чтобы внимательно осмотреть проезжую часть.
2.   Дождись зеленого сигнала светофора.
3.   Убедись, что все транспортные средства слева и справа остановились и пропускают пешеходов.
4.   Обрати внимание на поворачивающий транспорт.
5.   Переходи под прямым углом к тротуару, а не наискосок.
6.   Если при подходе к середине проезжей части загорелся желтый сигнал, остановись. Стоять на середине проезжей части надо, не делая шагов ни вперед, ни назад. Следи за проезжающими транспортными средствами справа и слева.
7.   Заканчивай переход, только убедившись, что снова горит зеленый сигнал, и транспортные средства справа стоят.
8.   Если желтый сигнал загорелся на второй половине пути, то надо закончить переход, внимательно наблюдая за транспортными средствами справа.

Регулировщик и его сигналы.
   Дети редко видят регулировщика в действии. Поэтому рассказ о сигналах регулировщика следует обязательно сопровождать практическим показом этих сигналов. Лучший вариант – приглашение на урок сотрудника ГАИ.

Где еще можно переходить дорогу.
   При наличии подземного или наземного пешеходного перехода пересечение проезжей части по наземному пути категорически запрещено. Именно на этом важном практическом моменте и следует сосредоточить внимание учеников.
   Гораздо сложнее объяснить правила перехода проезжей части дороги, если в зоне видимости отсутствует переход или перекресток, так как данный вид пересечения проезжей части является самым опасным и сложным, требующим от пешехода непростых и ответственных решений по выбору места и момента перехода. От правильности принятых решений зависит не только личная безопасность пешехода, но и безопасность других участников движения.

ПЕШЕХОД – ПАССАЖИР – ПЕШЕХОД
   На уроке о поездке на автобусе или троллейбусе учителю надо обратить внимание на то, что сама по себе поездка в автобусе или троллейбусе при условии соблюдения ряда правил опасности не представляет. Опасные моменты возникают главным образом тогда, когда пассажир становится пешеходом: при движении на остановку, на самой остановке и по выходе из автобуса (троллейбуса), при движении от остановки. Обычно это связано со спешкой (пешеход торопится на автобус, на пересадку или к цели своей поездки), а стремление сократить путь заставляет пренебрегать хорошо известными требованиями Правил. Типичные грубые нарушения: движение через проезжую часть не по переходу (часто бегом), обход автобуса (троллейбуса) спереди или сзади, попытка сесть в автобус (троллейбус) или выйти на ходу, отжав двери.
По возможности на уроке следует подробно рассмотреть каждый случай нарушения в отдельности. Обратить внимание учащихся, что формула «Обходи автобус сзади» давно не соответствует требованиям Правил дорожного движения. Пересечь проезжую часть можно только по пешеходному переходу!
Действуя по устаревшей формуле, пешеход грубо нарушает ПДД и попадает в опасную для себя ситуацию!
Само слово «обход» может спровоцировать пешехода на опасные действия! Настоятельно рекомендуем учителям избегать употребления этого слова применительно к ПДД.
Серьезным моментом является пересечение проезжей части перед посадкой в трамвай и по выходе из него. Учителю следует осторожно подходить к пунктам Правил, в которых говорится о приоритете пешеходов перед водителями. Обычно осознание детьми своего преимущества приводит их к необдуманным и даже рискованным поступкам. Необходимо, чтобы учащиеся осознали: никакого абсолютного преимущества перед водителем движущегося транспортного средства у пешеходов нет хотя бы уже потому, что водитель физически защищен корпусом автомобиля, а у пешехода такой защиты нет.
Тема «Пешеход – пассажир – пешеход» была бы не полной, если бы не включала в себя правила безопасности при поездках на таких видах транспорта, как маршрутное такси, легковой и грузовой автомобили, мотоцикл.

ДОРОЖНЫЕ  ЗНАКИ  И  ДОРОЖНАЯ  РАЗМЕТКА

   Начинать разговор о знаках легче с тех, которые уже известны учащимся. В дальнейшем упоминаются наиболее значимые часто встречающиеся знаки. Следуя этому принципу, учитель должен сам решить, с какими знаками, в каком порядке и в каком количестве надо знакомить учеников, основываясь на принципе разумной достаточности с учетом возраста учеников. Очень важно добиться осознанное понимание знаков, а не их механическое заучивание.
   Кроме того, учителю надо обратить внимание на правильное восприятие дорожных знаков детьми. В практических работах, при выполнении различных заданий надо добиваться по возможности достоверного изображения символов на знаках, формы знака, его цвета. Учащимся нужно объяснить, что водители и пешеходы не обязаны выполнять требования дорожных знаков, форма, цвет и изображения которых не соответствуют принятым в ПДД.
   Значение дорожной разметки во многом соответствует значениям дорожных знаков. Как и в случае с дорожными знаками надо ориентировать детей на достоверность изображаемой разметки.

ПОЕЗДКА ЗА ГОРОД

   Внимание детей должно быть обращено на то, что обстановка за городом отличается от городской, пешеход там чувствует себя иначе. Ощущение, что движение за городом проще, неверно. Оно имеет свои особенности, и требует не меньшего внимания, чем в городе. Например, за городом гораздо чаще встречаются мотоциклы и тракторы. К движению этих транспортных средств  следует относиться очень осторожно.
   Кроме того, загородные дороги, не покрытые асфальтом (грунтовые, проселочные) дети часто не воспринимают как дороги, на которых следует соблюдать Правила дорожного движения, что совершенно  недопустимо.
   Учителю надо обратить внимание учеников, что при наличии пешеходной дорожки или обочины, движение по краю проезжей части, даже навстречу транспорту, не разрешается, так как это очень опасно.

Для того, чтобы у ребенка сформировались навыки безопасного поведения на дороге, он должен не только знать Правила дорожного движения и следовать им, но и уметь представлять себе поведение других участников дорожного движения, осуществлять какие – либо действия на дороге и рядом с ней исходя из соображений собственной безопасности!
   


Страницы: [1]
  Печать  
 
 

SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2