Logo
        
  Запомнить:

Страницы: [1]
  Печать  
Автор Тема: Интеграция деятельностных технологий в учебном процессе  (Прочитано 7451 раз)
Иванова
Постоялец
***
Сообщений: 157

Просмотр профиля
« : 03 Октября 2010, 21:04:48 »

Всестороннее развитие личности
 школьников через
интеграцию
деятельностных технологий
 в  учебно-воспитательном
процессе


В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище» в качестве глобальных компетенций Жак Делор назвал четырежды глагол «научиться»: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться быть. Отсюда, именно деятельностно-компетентностный подход может стать эффективной методологией построения образования в XXI веке.

Принцип  единства обучения и воспитания – основополагающий в педагогике. В его основе лежат представления о взаимообусловленности процессов обучения и развития личности ребёнка.
«Обучение и воспитание это как две створки молнии на куртке: застёгиваются одновременно и одним движением руки»
             Школу делает школой учитель. Вот учитель-мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.  Пока части не объединились в целое, пока не произошло взаимодействие педагогических приёмов, взаимопроникновение знаний о предмете в разных областях наук, пока не возникла интеграция.

Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, предполагающих не просто контакты, коммуникацию предметов, чаще всего в какой-либо одной области знаний, а установление связи глубинной, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.
Исторические корни интеграции в обучении можно отыскать в трудах классиков педагогической мысли. Так, еще Я.А. Коменский разработал курс "Космография", который содержал в себе материал из разных областей знания: астрономии, географии, политики, истории. При этом отец педагогики объединяющую роль всех образовательных предметов видел в "пансофии" - всеобщей мудрости, устремленной к гармонии и мировому порядку.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека.
               
Гимназия имени святой равноапостольной княгини Ольги
– это «Новая школа» с современным взглядом на образование, где интеграция  рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, не только как  взаимосвязь общего и дополнительного образования,но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность здесь рассматривается, как  сплав нормы и творчества, науки и искусства.  Наш коллектив понимает, что важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого  зависит  успех, а значит и результат обучения.
Гимназии осуществляет четыре  уровня интеграции:
Внутрипредметную:
 Это  интеграция понятий, знаний, умений и навыков внутри отдельных учебных предметов;
межпредметную
 Это синтез фактов, понятий, принципов и т.д.  двух и более дисциплинах
транспредметную
это  синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
технологическую
Какие же технологии используют педагоги в работе?

Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естесвеннонаучных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.


Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Технология решения изобретательских задач
Учит
•   Ставить перед собой задачу
•   Определять противоречие, которое мешает её решению обычными, уже известными путями.
•   Устранять проблему с целью решения задачи средствами логических  умозаключений, мозгового штурма, опытным путём, методом подбора решения.
•   Объяснять причины возникновения проблемы и способы её устранения.

Проблемное обучение
•   организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
•   Исследовательская деятельность учит
•   Формулировать  проблемы
•   Постановке целей и задач
•   Выделению объекта и предмета исследования.
•   Предварительному  анализу имеющейся информации,
•   Формулированию гипотез.
•   Планированию и организации эксперимента.
•   Анализу и обобщению эксперимента
•   Обобщению полученных данных, выводы
•   .
•   ________________________________________
•   

Одной из форм организации интегрированного обучения предлагает использовать «интегрированный» учебный день — проведение в одном классе в течение учебного дня нескольких предметных уроков, объединенных раскрытием общей комплексной проблемой. Последний урок такого дня систематизирует и обобщает конкретные данные, которые учащиеся узнают на предшествующих уроках. Задачи интегрированного дня подчиняются задачам предметного обучения и общепредметным учебно-воспитательным целям
Данная форма обучения очень эффективна, так как она обеспечивает создание среды, выявляющей целый спектр способностей ребенка, которые при традиционном обучении, как правило, не проявляются.
Страницы: [1]
  Печать  
 
 

SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2