Logo
        
  Запомнить:

Страницы: [1]
  Печать  
Автор Тема: Формирование креативности  (Прочитано 3796 раз)
Иванова
Постоялец
***
Сообщений: 157

Просмотр профиля
« : 25 Февраля 2010, 20:28:01 »

Использование информационно – коммуникативных технологий в формировании креативности у учащихся младшего школьного возраста.[/color]
Уже не один год идет работа по обновлению всей системы школьного образования. Предлагаются разные мнения, ведутся поиски путей развития школы, вырабатываются концепции, проекты, программы, нетрадиционные формы обучения. Происходит кардинальное изменение школьной политики и самой школы в целом
В проекте новой концепции общего среднего образования сказано, что школа и общество неотделимы. Общество живет и развивается так, как оно учится
И сегодня в современном мире одной из главных задач образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. А это в первую очередь формирование в каждом ребенке творческой личности и социально – коммуникативных компетенций как наиболее востребованных в жизни.

Активизация внимания в обществе к вопросам творчества обусловлена тем, что только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности.
В процессе творчества происходят значительные изменения личности, укрепление и формирование характера. В нем развиваются и укрепляются сила воли, стойкость и выдержка, изменяется его сознание, его мировоззрение, глубина восприятия действительности. Нередко происходит переоценка ценностей. Творчество является средством для совершенствования человека

Установлено, что творческие люди лучше концентрируют свою энергию и силу для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению большинства психологов, творчество помогает в преодолении страха и других негативных проявлений, возникающих в связи с конфликтами и стрессами.
Ведь ни для кого не является секретом, что тенденции общественного развития в нашей стране сегодня таковы, что, наряду с позитивными демократическими изменениями, в кризисном состоянии пребывают материальная и духовная сферы жизни. Особые социальные и психологические трудности испытывает личность, формирующаяся в данных условиях – и это в первую очередь сегодняшний дошкольник и школьник.
Поэтому новое время, качественно новый уровень жизни, требование соответствия современным мировым стандартам и технологиям переместили акценты в содержании школьного образования и особенно художественного. Развитие творческих способностей лежат в основе требования современного образования, целью которого является формирование личности с особым типом образованности, личности творческой, инициативной, современной, гибко мыслящей, умеющей ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, способного к самореализации и саморазвитию. Ведь, согласитесь, только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности.

На сегодняшний момент, образование является ведущим фактором, определяющим ту или иную жизненную и профессиональную сторону развития человека ещё в школьные годы, направленную на получение опыта решения разнообразных жизненных проблем и формирующую личность творческую и инициативную. Именно в школе дети проводят значительную часть времени, значительный период своей жизни. В связи с этим, одной из главных задач образовательной политики на современном этапе, является создание условий для формирования творческой личности.



Ну и, конечно же, одним из эффективных средств формирования креативности учащихся традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней психических функций - восприятия, воображения, гибкости мышления и др. Именно изобразительное искусство воспитывается бережное отношение к окружающей среде, природе и к самому человеку. Кроме того, занимаясь рисованием, человек испытывает непосредственное воздействие на организм цветовых сочетаний, линий и форм, композиционных особенностей. Занятия изобразительным искусством являются ценнейшей возможностью формирования креативности младших школьников, решающим фактором в формировании творчества, таких его свойств, как творческое воображение и мышление, зрительная память, эстетический вкус, наблюдательность, трудолюбие и волевые качества. Творческий процесс помогает избавиться от возможных комплексов, способствует переживанию отрицательных эмоций. Это особенно важно для людей, не имеющих возможности выговориться, поскольку выразить свои переживания в творчестве порой легче и проще, чем о них рассказать. Ведь именно изобразительное искусство обладает способностью отвлекать личность от навязчивых и болезненных переживаний.

Творчество, творческие способности и их развитие, несомненно, относятся к разряду вечных проблем человечества. На протяжении длительной истории развития научных знаний, эта проблема привлекает к себе внимание. Ещё в древности философы стремились постичь феномен творчества и выявить его влияние на развитие человека. Направления творческой деятельности различны – это и технические изобретения, и создание художественного, музыкального или литературного произведения, это любой вид труда, в котором проявляется что - то новое, это все то, что приобретает творческий характер и требует от человека большого воображения.

Кроме того, изобразительное искусство воздействует на растущего человека, формирует его в целостную личность. И это формирование начинается у детей уже с начальной школы. Именно в младшем школьном возрасте легко закладываются основы для творческого видения мира в будущем, чувства уверенности, успешности. На уроках рисования происходит формирование таких качеств, которые впоследствии пригодятся для любого творческого человека. А именно, настойчивость, целеустремленность, решимость и упорство, терпение и воля, трудолюбие, требовательность к себе и своему творчеству, активность и инициативность.
Кто-то возразит, причем здесь все перечисленные качества и изобразительное искусство. Как можно воспитать трудолюбие, терпение и волю на уроках рисования. Только человек, который не представляет, сколько труда, усидчивости и настойчивости требуется ребенку, чтобы выполнить композицию, может задавать подобный вопрос. Афоризм «гений и труд» подтверждает роль трудолюбия в развитии способностей и становлении творчества.

Талант, способности – безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорки: «Талант пробьется», «Талант не пропьешь». Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно также и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике – или развивается или угасает.

Поэтому развитие творческих способностей, как и любых других, возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков. Главным в творчестве является то, что человек осознает свою значимость в качестве открывателя нового, реализует себя как личность. В этом случае можно говорить о формировании установки на творчество. А она в свою очередь подразумевает наличие собственной точки зрения, смелость и независимость в принятии решений, умение отстаивать свою точку зрения, свой замысел, но и одновременно уважительно относиться к мнению окружающих, абстрактно и критически мыслить, работать группами, командами – уметь решать одну общую задачу, использовать знания своих товарищей. В этом случае дети становятся друзьями не только на время выполнения заданий на уроке. Это становится качеством их личности. Так формируется чувство коллективизма, ответственности, коммуникативных способностей.

У любого художественного творчества есть два крыла - реальность и фантазия. Одно помогает отражать действительность, другое помогает уходить от него.

Только в изобразительном искусстве процесс придумывания замысла имеет непосредственный характер для ребенка, когда в своих руках он держит карандаш или кисть. И ни о каком отражении действительности не может быть и речи, если он не знает основ грамоты. Нельзя говорить и о детском творчестве и о развитии фантазии, если ребенок испытывает чувство страха перед работой. Ведь если учащийся не будет знать, как нарисовать то, что он задумал, то будет бояться, что у него не получится задуманная композиция.



В связи с вышесказанным, перед педагогом стоит одна из главных задач – привить ребенку желание творить, научить его выражать свои мысли на листе бумаги. Изо дня в день, вглядываясь в бесконечность детских рисунков важно заметить то ценное зернышко, которое впоследствии прорастет на радость всем окружающим. Для раскрытия творческих способностей у детей и индивидуальности каждого ребенка, учителю на уроках, в первую очередь, необходимо использовать методы проблемного обучения, такие как: проблемное изложение, частично поисковый метод, исследовательский метод.
Некоторые возразят, разве существуют методы проблемного обучения на уроках изобразительного искусства. А разве нет! Ведь для решения задачи формирования креативностти у детей младшего школьного возраста на каждом уроке, изо дня в день, учителю необходимо создавать проблемную ситуацию, противоречие, требующее решения. Мыслить человек начинает тогда, когда надо понять что-то. При таком подходе процесс обучения у ребенка связан с догадками, ожиданием, удивлением, озарением, напряженным размышлением, поиском аргументов и доказательств, переживанием. Это формирует интерес к учению, развивает инициативу, способствует пониманию внутренней сущности предметов и явлений, учит умению видеть проблему и намечать способы ее решения. В результате такой деятельности почти каждую работу ученика, если это только не короткое учебное задание, можно назвать маленьким проектом.
 Чтобы воспитать человека, обладающего чувством нового, способного ставить и решать перспективные проблемы, предсказывать ход событий, улавливать элементы и направления культуры, которым суждено будущее, важно уделять должное внимание информационно – коммуникативным технологиям в формировании креативности у детей младшего школьного возраста. Ведь креативность трактуется как система способностей, а педагогическими задачами на этапах формирования креативности учащихся младшего школьного возраста является формирование коммуникативных, исследовательских, инвестиционных способностей и способностей к саморазвитию. Целью является формирование личности с особым типом образованности, личности творческой, инициативной, современной, гибко мыслящей, умеющей ценить и охранять культуру прошлого и настоящего, способного к самореализации и саморазвитию. Согласитесь, что потребность в самореализации – одна из ведущих потребностей личности, определяющая ее активную жизненную позицию, направленную на преобразование себя, других и окружающей действительности. Формирование личности, способной к такому типу самореализации, — основная задача школы.
И здесь хочется привести пример из своей педагогической практики, когда с целью формирования способностей к саморазвитию я, в первую очередь, использую рисунки своих воспитанников в оформление интерьера школы, ну и, конечно же, активно привлекаю детей к участию в конкурсах различных уровней, вплоть до международных. Приятно наблюдать, как дети толпятся, когда обновляется выставка, рассматривая новые рисунки, приводят родителей порадоваться своим успехам. Все это стимулирует детей к творческому росту, учит выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при выполнении поставленной задачи, извлекать информацию из различных источников, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые в выполнении заданий по изобразительному искусству.
Ни один школьный предмет не может заменить великую силу искусства в формировании духовных, нравственных качеств личности. Вне искусства не прорастет ни интеллект, ни внутренняя свобода, вне которой нет творчества. Там, где нет уважения к культуре, не может быть и уважения к свободе. Ведь ни для кого не является секретом, что сегодня мы нередко встречаемся с совершенным равнодушием учеников к окружающим их проблемам. И поэтому художественное образование ставит перед собой цель развивать у подрастающего поколения эстетическое отношение к жизни, которое способствует формированию интереса к жизни, развивает воображение, творческий потенциал, что для некоторых детей станет началом их профессионального пути. И совершенно неважно, в какой области будет работать будущий специалист, наличие в нем каких – то художественных талантов особенно подчеркнет в нем незаурядность.



Страницы: [1]
  Печать  
 
 

SMF 2.0 | SMF © 2011, Simple Machines
XHTML RSS WAP2