|
Карта адаптации первоклассника Критерии адаптации 1. Социально-психологическая адаптация первоклассника : 50-60% детей адаптируются в первые 2-3 месяца 30% детей адаптируются до конца первого полугодия У 14% детей адаптация длится до года. Интеллектуальная готовность Наличие широкого кругозора и запаса знаний Сформированность начальных умений учебной деятельности Дифференцированность восприятия как основа мышления Планомерность восприятия Развитое наглядно-образное мышление Хорошая ориентировка в пространстве и времени. Хорошая память. Интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности). Развитие фонематического слуха. Развитие мелкой моторики (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования). Предпосылки абстрактно-логического мышления. Личностная готовность (мотивационная готовность) Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе. Развитие познавательных критериев, любознательности. Развитие желания ходить в школу. Произвольное управление своим поведением. Объективность самооценки. Социально-психологическая готовность Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти своё место в нём). Развитие потребности в общении. Умение подчиниться правилам и нормам. Умение действовать совместно, согласовывать свои действия. Эмоционально-волевая готовность Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдельных последствий своей деятельности). Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций). Произвольная регуляция внимания. Умение продлить действия, приложив к этому усилия. Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня. Эмоционально-волевая готовность Таблица, отражающая успешную-неуспешную адаптацию первоклассника Успешная адаптации: Дезадаптация В школе нравится В школе не нравится Идёт с удовольствием Идёт в школу с уговорами Охотно рассказывает о своих успехах и неудачах Не хочет рассказывать как о неудачах. Так и об успехах Понимает, что главная цель пребывания в школе - учение Главную цель пребывания в школе видит не в учёбе Активен Пассивен Жизнерадостен Подавлен, плаксив Любопытен Инертен, интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.
Редко простужается Часто чувствует недомогание, капризничает, появляется температура Хорошо спит Тревожный сон, тяжёлое пробуждение Почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле Часто жалуется на боль в животе, голове, плохой аппетит Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), Неадекватное беспокойство, неумение обслужить себя При необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. Тревоги, страхи , замкнутость или крикливость, драчливость, при любом замечании плачет, устанавливает дистанцию в отношениях с учителем и другими взрослыми в школе.
Уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), Чаще находится за своей партой У первоклассника появились друзья-одноклассники, и он знает их имена. Не может найти себе товарища Нравится учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе. Боится учителя На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!" Хочет вернуться в детский сад Рисование картинки на тему «Я в школе» Карта действий учителя в адаптационный период Действия учителя в адаптационный период Устранение психоэмоциональной нагрузки Устранение эмоционального дискомфорта Здоровье сберегающие технологии Проведение уроков в нестандартной форме Организация игрового пространства в классе Организация пространства для отдыха (ковёр, диван, кресло) Частые поощрения Установление зрительного, тактильного контакта Применение игровых моментов Консультирование родителей по вопросам адаптации
|